АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Взаимное признание уполномоченных экономических операторов таможенными службами ЕАЭС и ЕС

05.12.2019
Взаимное признание уполномоченных экономических операторов таможенными службами ЕАЭС и ЕС

Григорий Анатольевич Боярский, заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России. Стенограмма выступления на круглом столе «Окно в Европу: конструктивный диалог между ФТС России и партнерами из стран Европейского союза - путь к созданию благоприятных условий для развития взаимной торговли и ведения бизнеса», прошедшего в рамках Международного таможенного форума 24 октября 2019 г. «Большое спасибо за предоставленное слово. Очень приятно видеть вас в зале. И как вы знаете, Федеральная таможенная служба на протяжении ряда лет последовательно совершенствует таможенное администрирование в Российской Федерации. И основная цель этих мероприятий связана с сокращением сроков оформления товаров и созданием условий, когда таможня фактически становится незаметна для добросовестных участников ВЭД. Вместе с тем, на таможенную службу всегда возлагалось и будет возлагаться обязанность по обеспечению безопасности товаров, которые перемещаются через таможенную границу. И в этих условиях дальнейшее совершенствование таможенного администрирования мы, в том числе, связываем с необходимостью взаимодействия с таможенными администрациями иностранных государств. В первую очередь, это связано с необходимостью выстраивания безопасной цепи поставок.

Вступивший в прошлом году Таможенный кодекс Евразийского экономического союза существенно преобразовал статус уполномоченного экономически оператора. При обновлении статуса института экономического оператора за основу были взяты рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Реализация взаимного признания уполномоченного оператор, конечно же, требует проведения большой подготовительной работы, в том числе в рамках синхронизации положений двух стран. И реализация практическая начинается после заключения соответствующего соглашения, в котором определяется перечень взаимных упрощений. Концепция взаимного признания уполномоченного экономического оператора сводится к созданию такой безопасной цепочки поставки, при которой либо только отправитель, либо и отправитель, и получатель товаров имеют статус оператора. Согласно рекомендациям Всемирной таможенной организации, наивысшей степенью безопасности характеризуются поставки при условии, что обе стороны сделки имеют статус экономического оператора и гарантируют законность поставки своим статусом. Соответственно, они солидарно несут ответственность в случае выявления таможенными органами нарушений. Отталкиваясь от того, что поставка в наибольшей степени безопасна, возможно в максимальной степени использовать преимущества технологии автоматического выпуска и сместить акцент таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

В настоящее время таможенная служба с рядом таможенных администраций других стран проводит комплекс мероприятий, как раз направленных на признание статуса уполномоченного оператора и начало практической реализации данных проектов. Еще раз подчеркну, что это все-таки перспективное наше направление, над которым мы активно работаем и в ближайшее время, надеюсь, мы получим уже практические результаты. Вместе с тем, уже сейчас реализуется ряд проектов, основанных на информационном взаимодействии с иностранными таможенными администрациями. Результаты данного взаимодействия используются нами на основных этапах прохождения товаров с момента их прибытия на таможенную территорию и до момента выпуска. Среди реализуемых проектов выделяются несколько основных - это, в первую очередь, взаимные признания результатов таможенного контроля, основной целью которых является предоставление упрощений в пунктах пропуска для ускорения прохождения товара через границу. Основой проекта является обмен информацией о перемещаемой через границу товарной партии, а также о формах и результатах таможенного контроля, который проводила таможенная служба сопредельной стороны. Соответственно, поскольку мы получаем информацию от наших коллег, эта информация носит практически наивысший статус доверия, и при пересечении границы мы не проводим повторный таможенный досмотр товара, в случае отсутствия рисковой ситуации, связанной, конечно же, с наличием оперативной информации.

Другим проектом является «Зеленый коридор», применяемый как в пунктах пропуска, так и при основном оформлении товаров добропорядочными участниками внешней экономической деятельности. Учитывая, что в рамках проекта передается информация об основных характеристиках и стоимости товара, реализация проекта, в отношении конкретного участника ВЭД, осуществляется только на основании его добровольного согласия. Но при включении участника ВЭД в проект, у него появляется ряд преимуществ, связанных, опять же, за счет того, что мы используем в рамках системы управления рисками, получаемую от наших коллег информацию, и минимизируем формы таможенного контроля, в том числе смещаем их на этап после выпуска. Особенно это актуально для организаций, осуществляющих регулярные поставки к строго определенному периоду времени. Для этих участников ВЭД любое увеличение сроков оформления становится наиболее критично, в том числе и для обеспечения непрерывного цикла производства товаров. Еще одним проектом, немного забегая вперед, совместно с администрациями железных дорог, мы реализуем непрерывную цепочку безопасности на всем протяжении поставки товаров. Сейчас активно реализуется транспортно-логистический проект по доставке экспортных российских товаров железнодорожным транспортом из индустриального парка «Ворсино» в Калужской области в Китай. Данный проект существенно сокращает сроки поставки по сравнению с морским транспортом. Фактически, в рамках реализации данного проекта, а также проектов «Зеленый коридор» и «Взаимное признание результатов таможенного контроля», отработаны технологические и технические моменты информационного взаимодействия на всем пути следования товара, что обеспечивает безопасность всей цепочки товара, в том числе в случаях, когда отправитель и получатель товаров расположены вне пределов Российской Федерации. Это уже вопрос транзитного потенциала страны. И в завершение своего выступления хотелось отметить, что российская таможенная служба открыта для диалога и взаимодействия с иностранными нашими коллегами, и цель- реализация совместных проектов. Спасибо».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.