АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Внедрение предварительного информирования на воздушном и морском видах транспорта19.11.2019
Илья Геннадьевич Романов, директор ООО «Альта-Софт». Стенограмма выступления И. Г. Романова на круглом столе «Таможенные информационные технологии: из настоящего в будущее», прошедшего в рамках Международного таможенного форума 25 октября 2019 г. «Прежде чем начать свой доклад, я бы хотел ознакомить вас с результатами интернет-опроса, который проводился на портале в январе 2019 года. Опрос проводился среди участников ВЭД, в ходе которого выяснилась их готовность к электронному документообороту и к владению электроникой как таковой. Результаты показали, что, благодаря гигантским усилиям таможенных органов в течение 10 лет и внедрению электронного документа оборота, 72% участников ВЭД сказали, что они полностью готовы. В этом есть заслуга и участников ВЭД, и таможенных органов, в том числе разработчиков программного обеспечения как со стороны ВЭД, так и со стороны таможенных органов. Кроме того, внедрение Таможенного кодекса ЕАЭС и ФЗ-289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в которых были проставлены активные позиции по внедрению электронного документооборота, показало, что 88% являются оптимистами. Однако опрос - дело тонкое. Дело в том, что когда люди отвечают на вопросы, то мы видим одни результаты. Когда же они пишут комментарии, то мы видим другой результат. Но мы все знаем, что обычно пишут не те, кто остался доволен. Респондентов было достаточно много (222 опросных листа), поэтому я считаю, что мы имеем весьма оптимистичный результат. Мы надеемся, что результат электронного взаимодействия с таможенными органами будет виден и будет поддерживаться. Далее я озвучу основные тенденции, которые мы увидели в момент реализации предварительного информирования на морском и воздушном транспорте. Надо иметь ввиду, что эти тенденции являются основными на ближайшие 3 - 5 лет. Во-первых, у нас появилось много новых бизнес-процессов по обслуживанию электронного документооборота. Это обязательное предоставление информации о товарах, перемещаемых воздушным транспортом. Во-вторых, бизнес-процессы ВЭД стали более пролонгированы. Это является психологическим моментом, который связан с тем, что теперь будет активно применяться и постконтроль, соответственно у нас появляются новые требования к работе с электронными архивами электронного документооборота. Там много всего интересного, например, архив должен храниться 5 лет, в то время, как электронная подпись, которой подписан документ, действует один год. Все эти вопросы требуют внедрения нормативных правовых актов в ближайшее время. Я думаю, что это надо делать в этом или следующем году. Для решения проблемы электронных архивов привлекаются различные эксперты. В-третьих, скорость подготовки и обслуживания электронного документооборота, а также скорость обработки электронной информации. Особенно актуально это было на площадке аэропорта Домодедово, так как авиационный транспорт ориентирован именно на скорость. Здесь есть моменты, которые связаны с тем, что теперь мы должны обращать внимание на скорость обработки информации. Временные интервалы уже закреплены в нормативных правовых документах. Это новое требование, которое накладывает ограничение на обработку информации в таможенных органах, за которыми очень внимательно следят коммерсанты, а также на временные рамки, которые предъявляются к участникам ВЭД в части подготовки, подачи и достоверности информации. В-четвертых, взаимосвязанность этапов таможенного оформления, так как в проектировании приказов и нормативных документов предварительного информирования предусматривалось уже активное использование этой информации в дальнейшей обработке. Это использование предварительной информации и для транзита, и для оформления транспортных средств международной перевозки, и для возможности создания таможенного оформления товаров без помещения на склады временного хранения и т.д. В-пятых, это участие группы заинтересованных лиц в одном бизнес-процессе таможенного оформления. Наблюдается тенденция увеличения объема предоставляемой информации таможенным органам. Перед разработчиками программного обеспечения стоит задача в том, чтобы создание программных средств не приводило к увеличению ресурсов. Из практики: операторы СВХ Домодедово уже давно забыли о том, что такое бумажный вид ДО1 и ДО2. Пройдет ещё год, и все это будет окончательно забыто. На такой сложной площадке как Домодедово был предложен проект - интернет-портал air.alta.ru, который позволяет формировать предварительную информацию. Он был разработан при активном участии Домодедовской таможни. Оказалось, что обладателями предварительной информации в аэропортовых группах являются различные юридические лица. Необходимо координировать эти моменты для того, чтобы подать эту информацию. Результатом является то количество участников, которые принимают участие в таможенном оформлении, в данном случае здесь и СВХ, и другие лица. Реализация этого портала. На портале видны расписания рейсов, на которые есть информация о предоставлении ПИ по всем рейсам, проходящим через аэропорт Домодедово. Данный функционал эффективно используются для взаимодействия различных лиц. Авиаперевозчик может посмотреть, подано ли предварительное информирование на его рейс, если это предварительное информирование осуществляется таможенным представителем. Кроме этого на портале видна информация по конкретному рейсу с указанием накладных, которые летят по этому рейсу и принятые решения по этому рейсу. Существуют различные механизмы интеграции, которые позволяют авиаперевозчикам получать информацию о решении в свою внутреннюю систему. Вопрос о достижениях. Это примерная схема того портала, который мы разрабатываем сейчас. Возможно, это не перспективная схема. Тем не менее, такая примерная схема B2G существует сейчас. На ближайшее время есть три слова, которые я старательно подбирал на одну букву. Эти три слова можно отнести как к части В, так и к части G: Community (общество), Cooperation (сотрудничество), Connection (взаимосвязанность). За этими тремя буквами я вижу перспективу трех-пяти лет. Что бы я хотел сказать о том портале, который мы продемонстрировали? Какие результаты мы получили? Мы получили самые гигантские результаты. Когда 1 октября произошла смена форматов, пользователи портала об этом даже не узнали, так как портал позволил сгладить все моменты перехода. Пользователи как работали, так и продолжали работать. Нам удалось снизить ресурсы. На протяжении 5 лет мы отрабатывали тенденции развития и различные вопросы, и у нас есть достижения. На примере предварительной информации аэропорта Домодедово скажу вам, что 800 рейсов в месяц обслуживают 1,5 человека. Это было связано с тем, что удалось преобразовать формат, который идет от перевозчика, и наладить интеграцию. Таким образом, у нас не увеличилось количество ресурсов, а интеграция свела количество людских ресурсов к минимуму. Теперь перейдем к проблемам. Те проблемы, которые возникают у B2B, решатся самостоятельно, бизнес сам с собой договорится в этом отношении. Остановимся на проблемах B2G. Эти проблемы не проектируются специально, они возникают в процессе работы. То, что я сейчас скажу, необходимо учесть в дальнейшей работе. Я бы хотел обратить внимание ЦТУ на то, что вопросы концептуальные, а не частные. Это проблемы, которые могут возникнуть во всех бизнес-процессах таможенного управления. Во-первых, это проблема электронной подписи. Оказалось, что в проектировании формата сообщений, которые передаются в таможенные органы, сведения и данные этих сообщений могут принадлежать разным людям. Если в формате этого документа (не сообщения, так как сообщение может состоять из нескольких документов, подписанных электронной подписью) находятся блоки, принадлежащие разным людям (по авиации - это перевозчик, кейтеринг, топливник), то в этом случае возникает проблема электронной подписи, так как никто не будет подписывать данные, которые не принадлежат ему. Тем не менее, этот формат приняли. Это неправильно. Во-вторых, приведу, реальный пример. В аэропорту существуют две кейтеринговые компании. Информация, которая будет подана по припасам, будет известна той компании, которая является либо таможенным представителем, либо аэропортом. При этом информация, которая находится в сообщении, передается в электронно-цифровом виде, она подписана, но она открытая. В этом случае возможна утечка коммерческой тайны (по какой стоимости, в каком составе, какие белки, жиры и т.д. поступают в авиакомпанию), что дает возможность конкурентам узнать этот вопрос и предложить альтернативную систему питания. В-третьих, вопрос проблемы координации. Это более концептуальный вопрос, чем предыдущие вопросы, так как они больше относятся к правовой сфере. Вопрос координации относится к проблеме электроники. Смысл её в том, что системы, которые проектируются сейчас и которые будут проектироваться в будущем, будут достаточно сложные в плане объема информации и участия различных лиц. Здесь возникает проблема в том, что таможенные органы берут на себя задачу координации коммерческих структур. Эта вещь обсуждается на протяжении года. Она возникла при морском предварительном информировании, когда обсуждались такие моменты, как: узнают ли, что судно идет к нему; узнают ли таможенные представители, что судно завершило свой рейс (доставка товаров завершилась) и надо подавать окончательную декларацию. Это давно дискутируется на уровне таможенных органов. Я считаю, что это является проблемой, так как отсутствует понятие концепции, понятие меры того, каким образом, как и до какой степени государственные органы должны координировать действия участников ВЭД. Я хотел бы обратить внимание, на пять аспектов взаимодействия B2G:
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |