АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Замглавы ФТС: дискуссия о пошлинах с зарубежных онлайн-покупок будет набирать силу29.10.2019
Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) России Руслан Давыдов объяснил в интервью ТАСС, почему нужно отменить беспошлинный порог для покупок в зарубежных интернет-магазинах и когда это можно будет сделать. Также он рассказал, как тестируется система прослеживания товаров и почему страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не спешат присоединяться к маркировке товаров. ФТС проводит большую работу по интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Какие договоренности уже достигнуты, а какие актуальные вопросы ещё предстоит решить? Страны ЕАЭС активно занимаются вопросом создания общей системы прослеживаемости товаров, в том числе такой её составной части, как маркировка. Россия в этом процессе выступает безусловным лидером: мы продвигаем инициативы и запускаем пилотные проекты. Коллеги по союзу присоединяются к проекту с осторожностью, мотивируя задержку интересами бизнеса. По их мнению, маркировка может усложнить процесс торговли, вызвать удорожание производства. Отчасти это может быть связано с нежеланием ряда компаний становиться более прозрачными. Данный вопрос актуален и для Евросоюза. Как сообщили коллеги из Еврокомиссии, тема волнует европейский бизнес, поскольку влечет необходимость нести дополнительные расходы и перестраивать бизнес-процессы. При этом европейцы довольно жестко борются и с контрафактом, и с уклонением от уплаты налоговых и таможенных платежей. Как сообщает оператор системы маркировки, одна марка стоит около 50 копеек. Эти затраты в общей стоимости, например пары обуви, несоизмеримы с положительным эффектом от наличия марки. Маркировка позволяет очистить рынок от контрафакта, а иногда и от потенциально опасных для жизни и здоровья товаров - например, детских игрушек с фенолами и так далее. С точки зрения правоприменения товар с маркой и товар без марки - это совершенно разные ситуации. Во втором случае участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) должен доказывать, что продукция была ввезена корректно, проводить длительные проверки, тратить время и ресурсы. Наличие двоичного кода дает жесткий однозначный ответ - либо товар «чистый», либо нет. Россия как председательница в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) в 2020 году включила в повестку дня саммита обсуждение вопроса о создании в объединении института единого экономического оператора. Как вы относитесь к этой идее? Насколько она реалистична? Единый экономический оператор, работающий как представитель конкретной страны, это непростой вопрос. Можно изучить, например, опыт Белоруссии, где есть государственный оператор в сфере таможенного дела - Белтаможсервис. В России подход несколько иной. За этим следит в том числе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - чтобы не нарушалась конкуренция. Мы поддерживаем развитие конкуренции, основанной на справедливых и равных подходах для всех участников процесса. Во всем мире наблюдается тенденция к содействию экспорту продукции малого и среднего бизнеса. В этом ключе обратный процесс - укрупнение операторов, - как мне кажется, не очень реалистичная идея. Поэтому оснований для создания единого государственного оператора для пятерки БРИКС пока нет. В январе «Почта России» и Федеральная таможенная служба запустили пилот по дистанционному взиманию таможенных пошлин за товары, приобретенные россиянами в зарубежных онлайн-магазинах. Каковы итоги пилота? Когда он станет штатной мерой? С «Почтой России» мы сегодня взаимодействуем по двум крупным направлениям. Первое - это автоматизация выпуска посылок, что особенно актуально в связи со снижением порога беспошлинной торговли. Количество посылок, которые необходимо администрировать, будет только возрастать. Это достаточно сложная задача, так как учет общей стоимости посылок сейчас ведется по количеству отправлений в месяц. Если за это время общая стоимость посылок превысила €500 - необходимо заплатить пошлину. Планируется, что после снижения порога до €200 учет стоимости будет вестись не за месяц, а с каждой посылки. В связи с этим, вероятно, вновь возникнет обсуждение на площадке ЕАЭС. С момента принятия в 2016 году базового решения прошло три года - и многое изменилось. Дискуссия о дальнейшем снижении порогов будет набирать силу. Дискуссия о более динамичном снижении, чем €200? Конечно. Поскольку под видом пересылки товаров для личного пользования сегодня осуществляются коммерческие сделки. Это, по сути, та же трансграничная торговля, что создает основание для взимания таможенных платежей. Потому что зарубежные товары таким образом получают преимущество перед нашими? Безусловно. Они получают преимущество перед тем товаром, который произведен на территории России. Потому что для его производства необходимо оплачивать аренду, налоги и так далее. Также они получают преимущество перед товаром, который ввозится традиционными торговыми путями: в контейнере с подачей декларации, с уплатой пошлины, НДС, акциза, если необходимо. А в случае интернет-торговли нет дополнительных затрат. Это создает неправомерную конкуренцию. Сегодня все страны акцентируют на этом внимание и пересматривают беспошлинные пороги. Есть уже понимание того, когда порог станет ниже €200? Этот вопрос должен решаться на площадке ЕАЭС: на уровне первых вице-премьеров и председателей правительств. В 2016 году такие решения были приняты как раз сначала на уровне премьер-министров, а затем отражены в решении Совета ЕЭК. Но на национальном уровне мы же можем принять порог меньше? К администрированию мы готовы, но такие решения принимаются правительством. Если говорить об эксперименте с авансированием платежей на интернет-площадке, то, на наш взгляд, он реализуется успешно. Объемы платежных посылок пока относительно небольшие, но в любом случае исчисляются сотнями в месяц. Для отработки механизма выборка достаточная. По бесплатным отправлениям этот процесс также тестируем. Информационные системы с объемом справляются. Как отреагируют на снижение порога простые граждане? Для производителей товаров на территории России это будет означать выравнивание конкуренции. Для рядовых потребителей это также принесет определенные выгоды, но с отложенным эффектом. Например, покупка товара из Китая по цене на 500-600 рублей ниже, безусловно, приносит сиюминутную выгоду для одного потребителя. Но вместе с тем это не дает развиваться производству в стране, а далее по цепочке лишает население рабочих мест, приводит к стагнации в экономике и так далее. Сценарии могут быть самые разные. Мы понимаем, что снижение порога не может сразу же быть позитивно воспринято всеми члeнами общества. Но в ближайшей перспективе это окажет положительное влияние на развитие бизнеса и российской экономики, а значит, и на рядовых граждан. При этом подчеркну: в случае обнуления порога необходимо пересмотреть размеры таможенных платежей за интернет-покупки, учесть все факторы и прийти к сбалансированному размеру платежа. Он должен быть разумным и справедливым. Перейдем к вопросу об интеграции информационных систем ФТС и Федеральной налоговой службы (ФНС). Прежде всего, это документальная прослеживаемость товаров. Насколько я понимаю, сейчас она проводится в тестовом режиме. Как идет процесс? Действительно, система сегодня работает в тестовом режиме. Есть определенные сложности в том, чтобы расширить круг участников. Компании подключаются к информационному обмену на добровольной основе. На сегодняшний день к участию заявлено 24 компании. Но даже с учетом небольшого списка участников мы уже наблюдаем интересные вещи. ФТС и до эксперимента передавала в ФНС данные о выпуске товаров. Сегодня мы начали получать информацию о последующих продажах. Анализируя полученные от ФНС массивы цепочек перепродаж товаров, мы фиксируем, что продукция перепродается в другие страны ЕАЭС. И вот это очень интересная закономерность. Контроль внешней и взаимной торговли в ЕАЭС - это одно из приоритетных направлений, поскольку разные условия регулирования, разная налогооблагаемая база, разные подходы к администрированию вызывают перетоки товаров. Статистика взаимной торговли неполная и недостаточно четкая. В связи с этим наши мобильные группы постоянно выявляют на российской границе товары без документов, запрещенные товары. Коллеги говорят, что «вы создаете тем самым барьеры», но барьер возникает в результате неравного администрирования. А когда можно будет сделать его равным? Можно ли это вообще сделать? Я думаю, что мы должны это делать. По данному вопросу мы общались с коллегами из Еврокомиссии. Они планируют вывести Таможенный союз Европы на новый уровень. Это при том, что в Европе гораздо более высокий уровень унификации таможенного администрирования, чем в ЕАЭС, поскольку у них есть наднациональный орган в лице комиссии, который обладает компетенцией в области взаимодействия с третьими странами. Поэтому нам предстоит ещё много работы на пути к достижению единства таможенного администрирования в ЕАЭС. Возвращаюсь к эксперименту с документальной прослеживаемостью: сейчас пока маловато данных, потому что не так много компаний присоединилось к эксперименту? Программные средства сегодня работают, и их надо наполнять реальными данными, учиться их обрабатывать по заложенным моделям, развивать систему управления рисками. Сегодня к системе подключаются добросовестные компании из зеленого сектора. Для развития системы важно проанализировать всех участников, в том числе из «красного сектора». Это позволит разработать четкие критерии для оценки рисков. Как идет переход на электронный формат Tax Free? Никаких проблем не выявилось? В настоящее время идет отладка электронного взаимодействия между всеми участниками системы: государственными органами, оператором, магазинами розничной торговли. О результатах этой работы говорить пока рано. Когда планируется запустить систему в штатном режиме? Если технология будет успешно отработана, то с 1 июля 2020 года.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |