АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Интервью с начальником Южно-Сахалинского таможенного поста Русланом Хаймановым

23.10.2019
Интервью с начальником Южно-Сахалинского таможенного поста Русланом Хаймановым

25 октября работники таможни России отмечают свой профессиональный праздник, который является праздником государственным. О роли таможни в экономической жизни страны, о её задачах и функциях мы побеседовали с начальником Южно-Сахалинского таможенного поста Русланом Хаймановым. Особенности службы. Чем сегодня занимается таможня? Таможня - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Функции таможни достаточно разнообразны. Первое - это обеспечение безопасности при перемещении через границу товаров и транспортных средств. Дело в том, что сами по себе товары могут представлять некую опасность - в связи с несоответствием требованиям к их безопасности, к их качеству; в связи с попыткой перемещения товаров либо денежных средств для финансирования терроризма; с точки зрения нравственного здоровья населения. Особые требования к перемещаемым товарам содержатся в технических регламентах Таможенного союза ЕАЭС. Есть определенная процедура подтверждения соответствия требованиям техрегламентов, таможенные органы занимаются контролем этого соответствия.

Вторая задача - фискальная. Так сложилась практика работы таможни в РФ, что существенная доля федеральных доходов (от 30 до 50% общих доходов) формируется за счет деятельности таможенных органов. Третья задача, сопряженная с первой, с обеспечением безопасности, - правоохранительная. Перемещение товаров и поведение участников перемещения товаров регламентировано законами и подзаконными актами. В случаях, когда эти нормы не соблюдаются, таможенный орган принимает решение о наличии состава административного либо уголовного правонарушения. Если говорить о принципах работы таможенных органов, то они сформулированы договором о Евразийском экономическом союзе и Таможенным кодексом ЕАЭС: открытость, предсказуемость и правомерность. Кроме того, очень актуальна сегодня следующая задача - обеспечение единообразного применения таможенного законодательства на всей территории Таможенного союза. Не секрет, что участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие ввоз или вывоз товаров по всей территории России и Таможенного союза, сталкиваются с тем, что практика применения таможенного законодательства, к примеру, в Калининграде - одна, а на Дальнем Востоке - несколько другая. Возникает закономерный вопрос: почему страна одна, а правила разные? Разница в правоприменении отчасти продиктована разным прочтением и пониманием документов. Естественно, такого быть не должно, и любому участнику внешнеэкономической деятельности при пересечении таможенной границы должно быть понятно, какие к нему предъявляются требования, какие документы предоставлять и какая возможна ответственность в связи с нарушениями этих требований.

Не все то личное, что везешь. Если можно, дайте краткую памятку для физического лица, пересекающего таможенную границу. Поговорим о перемещении физическими лицами товаров, предназначенных не для коммерческой деятельности, а для личных и семейных нужд. Такие товары перемещаются свободно, без уплаты таможенных пошлин и налогов (при условии, что количество либо стоимость товара не превышает установленные ограничения). Однако решение об отнесении товара к предназначенному для личного пользования принимает таможенный орган. При этом важно учесть характер и количество товара. Например, двигатель внутреннего сгорания не может быть признан товаром, предназначенным для личных нужд, соответственно, не может быть освобожден от уплаты таможенных платежей. Также таможенным органом учитывается частота перемещения товара - на границе с сопредельными государствами есть возможность ввозить товар для личных нужд каждый день. Известна проблема, когда товар дробится на территории другого государства и, после ввоза, консолидируется на нашей территории, превращаясь во вполне коммерческую партию товара. С подобным механизмом довольно успешно борются российские таможенные органы.

Таким образом, в каждом конкретном случае, принимая во внимание все три критерия (заявление перевозящего товар лица, характер и количество товара, частоту его перемещения), должностное лицо таможенного органа принимает решение об отнесении товара к перевозимому для личных нужд. А любое действие (бездействие) должностного лица может быть оспорено в вышестоящей инстанции либо в судебном порядке. Кроме того, существует категория товаров, которые не могут быть отнесены к товарам для личных нужд. Среди них рыба и ракообразные в количестве более пяти килограммов; этиловый спирт, алкогольные напитки, пиво в количестве, превышающем пять литров на одно лицо старше 18 лет; табак и табачные изделия весом более 250 граммов; топливо в емкостях более 10 литров; природные алмазы; двигатели внутреннего сгорания; медицинская мебель и изделия и т.д. Как ввести товар с превышениями установленных ограничений? Необходимо заполнить пассажирскую таможенную декларацию, то есть заявить о наличии такого товара. Таможенный орган насчитывает платежи по единым ставкам (30% стоимости товара либо четыре евро за килограмм) и взимает платеж по одной из ставок (с большей суммы). Стоимость товара следует подтвердить документально любым способом, не вызывающим сомнений.

Предполагается, что граждане должны знать о правилах провоза товаров через таможенную границу? Каждый таможенный орган в пункте пропуска обязан обеспечить людей информацией о правилах перемещения. Я бы рекомендовал гражданам проявлять должную предусмотрительность и знакомиться с основными правилами перемещения товаров перед поездкой, а не после того, как у таможенника возникли к вам вопросы. Ведь вся необходимая информация имеется в открытом доступе. Есть категория товаров, запрещенных к перемещению или ограниченных в нем (психотропные, наркотические вещества и т.п.). В ряде случаев их перемещение наказуемо, и часто встречающееся «я не знал» по-человечески очень понятно. Мы не можем знать всех тонкостей и подробностей законодательства других стран (да и своей страны порой тоже). Но законодатель исходит из того, что если документ опубликован, то мы должны принять меры к ознакомлению с его содержанием, проявлять осведомленность, предосторожность и предусмотрительность для соблюдения содержащихся в нем правил. То есть ответственность (административная или уголовная) наступает независимо от нашей фактической осведомленности.

В чьих интересах? Меняется ли что-то в системе таможенного оформления? Один из трендов сегодняшнего дня - всеобщая модернизация и цифровизация. Это в полной мере касается и деятельности таможенной системы. Сама возможность более комфортной передачи информации о перемещаемых товарах, передачи её в электронном виде - это благо. Теперь не нужно заполнять декларацию непосредственно в пункте пропуска и подавать её инспектору. С приложения в телефоне, используя личный кабинет, всю информацию можно передать непосредственно в единую систему, где информация фиксируется и ей присваивается уникальный идентификационный номер. При пересечении границы гражданин лишь предъявляет таможеннику этот уникальный номер, выполняя таким образом свою обязанность о заявлении сведений о товарах. Что касается коммерческих партий товаров -таможенная служба сейчас работает над сокращением числа мест, где проводится оформление товаров. Задача - уйти от более шестисот мест оформления товаров, создать в стране 16 центров электронного декларирования или электронных таможен, в которых декларации будут обрабатываться максимально быстро исключительно в электронном виде. Таким образом решается задача снижения коррупционных рисков и обеспечения единообразных подходов к проведению контроля.

Другое дело, что для людей старшего поколения информационные технологии зачастую остаются чем-то сложным и даже пугающим… В чьих интересах работает таможня? Таможня, обеспечивая безопасность в связи с перемещением товаров, действует в интересах общества, гражданина и государства. Здесь невозможно отделить одно от другого: эти понятия по своей природе не противостоят друг другу. Придя в магазин, гражданин может рассчитывать на то, что приобретает товары надлежащего качества, безопасные для его ребенка, не изготовленные из вредных веществ. Родители могут быть уверены, что к ребенку не попадет какое-то издание, представляющее угрозу для его нравственности или физического здоровья. Таможня, хоть и опосредованно, действует в интересах всех бюджетников, формируя существенную часть бюджета страны. По-человечески очень понятно, что любой контроль ваших действий, в том числе со стороны таможенного инспектора, может причинять определенные негативные эмоции. Я тоже, пересекая границу, чувствую то же, что и обычный человек, и определенное волнение у меня может присутствовать (даже при том, что я стараюсь знать и соблюдать существующие правила). Например, когда речь идет о таможенном законодательстве других государств, ведь все знать невозможно. Но предпринять разумную осторожность и осмотрительность должен каждый - пользуясь доступными источниками информации, постараться узнать все о правилах перемещения товаров в стране, в том числе в стране, куда вы направляетесь.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.