АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
ЕАЭС - рынок без границ08.10.2019
Киргизия официально стала полноправным члeном ЕАЭС четыре года назад. О «делах союзных», о предстоящем форуме «Евразийская неделя» рассказывает специальный представитель Правительства Кыргызской Республики по делам в ЕАЭС Алмаз Сазбаков. В этом году повестка мероприятия ориентирована на обсуждение итогов пятилетия Договора о ЕАЭС. Каковы итоги работы? Какими, по вашему мнению, можно обозначить векторы развития сотрудничества в следующие 5 лет? Основными достижениями пятилетней работы ЕАЭС можно считать создание единого большого внутреннего рынка, принятие единых таможенных тарифов, унифицирование таможенных процедур. Важно отметить проделанную работу по гармонизации нормативной базы и созданию институциональной основы для передвижения товаров и рабочей силы в ЕАЭС. С первых месяцев члeнства для всех стран ощущаются позитивные эффекты от интеграции, совместные усилия приносят практическую отдачу. За последние несколько лет страны ЕАЭС добились серьёзных успехов в обеспечении макроэкономической стабильности. ЕАЭС. является молодым объединением, тем не менее, считаю, что его перспективы весьма внушительны. ЕАЭС имеет большой потенциал для расширения торгово-экономического взаимодействия с третьими странами. В настоящее время Союз всецело заинтересован в активизации и интенсификации процессов в сфере взаимной торговли, в развитии и расширении межрегиональных отношений. В Союзе нарабатывается хорошая практика развития торгово-экономических отношений с третьими странами в форме создания зон свободной торговли в целях развития товарной и географической диверсификации экспорта государств-члeнов ЕАЭС. К настоящему моменту проходят переговорные процессы с Израилем, Индией, Египтом. К финалу подходят Соглашения с Сингапуром и Сербией. В этом контексте важно продолжить работу по выстраиванию отношений ЕАЭС с третьими странами. Ещё одним значимым и перспективным направлением сотрудничества в Союзе является промышленная кооперация. Необходимо поощрять развитие промышленного сотрудничества между организациями и предприятиями и развивать новые отрасли производства в ЕАЭС и прежде всего в обрабатывающей промышленности. Таким образом, можно будет способствовать использованию экономической взаимодополняемости путём более полного использования всех факторов производства. В перспективе путь к сближению государств-члeнов ЕАЭС видится и в интеллектуальном сотрудничестве. Интеллектуальные ресурсы в ЕАЭС сделают возможным реализацию самых смелых проектов, способных в перспективе решить актуальные проблемы современности. Рынок охватывает более чем 180 млн человек, и большая конкуренция заставляет производства модернизироваться, что неразрывно связано с развитием взаимодействия в научно-технической сфере и объединением усилий в инновационной сфере. Немаловажно отметить развитие информационно-коммуникационных технологий как ключевого фактора, ведущего к углублению интеграции в ЕАЭС. Сотрудничество в сфере цифровой трансформации экономики обеспечит полный переход к беспрепятственному взаимодействию государственных структур с бизнес-сообществом и потребителями. Вокруг ЕАЭС сегодня формируется сеть своеобразных торговых альянсов, с большим количеством стран сейчас ведутся консультации и переговоры о создании зон свободной торговли. Насколько значимы для укрепления альянсов и внутренних связей такие площадки, как форум «Евразийская неделя»? Экономический потенциал Союза огромен. ЕАЭС проявляет всё большую жизнеспособность, и его роль в международной жизни усиливается с каждым годом. Набирает обороты сотрудничество в сфере расширения партнёрских отношений с третьими странами. В сфере торгово-экономического сотрудничества существенной становится создание зон свободной торговли с третьими странами. В настоящее время ведётся работа по созданию зоны свободной торговли с Сингапуром, Сербией, Израилем и Египтом. Также 17 мая 2018 года подписаны Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-члeнами с одной стороны и Исламской Республикой Иран с другой стороны, и Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-члeнами с одной стороны и Китайской Народной Республикой с другой стороны. Вступление в силу данных соглашений ожидается в октябре т.г. Ведётся подготовка к началу переговоров с Индией. В этой связи важны международные деловые площадки, способствующие выявлению направлений, в которых государства-члeны могут добиться совместных успехов и выйти на новый уровень взаимодействия. «Евразийская неделя» - это ключевой ежегодный форум в рамках ЕАЭС, который закрепил за собой статус крупнейшего международного делового форума на пространстве Союза. Посещаемость мероприятия ежегодно достигает более 1 500 участников. Среди них представители государственных структур, бизнес-сообщества, участники из третьих стран, экспертное сообщество, крупнейшие торговые сети, молодые лидеры ЕАЭС и т.д. На деловые мероприятия форума определяются очень важные и интересные вопросы для обсуждения, в рамках которых выступают свыше 100 спикеров. Бизнес получает возможность установить контакты в деловой сфере, вести диалог с государством, общаться в формате B2B с торговыми предприятиями и поставщиками, непосредственно общаться лицом к лицу. В таких мероприятиях, в которых осуществляется живой формат между многочисленными участниками, собирается и концентрируется научная и практическая мысль, которая далее воплощается в конкретные проекты. Благодаря их прямому диалогу можно в непринуждённой атмосфере получить полезные предложения и основания для дальнейшего принятия решений и выхода на новый уровень взаимодействия. Особое место в мероприятии всегда занимает деловая программа. Можно ли ожидать, что в рамках круглых столов и обсуждений будет решён такой серьёзный вопрос, как проблема перепроизводства и решения торговых конфликтов на территории стран ЕАЭС? В рамках Евразийской недели регулярно предусматривается насыщенная деловая программа, которая в этот раз состоит из более чем 20 мероприятий по евразийской тематике. Традиционно в центре обсуждений такие вопросы, как дальнейшее развитие и перспективное сотрудничество ЕАЭС, наиболее актуальные вопросы Союза. Полагаю, можно ожидать, что в рамках круглых столов будет плодотворное обсуждение вопросов перепроизводства торговых конфликтов на территории ЕАЭС, также уверен, что обсуждения с таким представительным кругом участников позволит нам наметить пути решения данных проблем. Для каждого государства-члeна Союза являются чувствительными вопросы, касающиеся внутреннего рынка, в связи с чем одна из панельных сессий посвящена данной тематике под названием: «Внутренний рынок ЕАЭС - мифы и реалии». На данной сессии будет обсуждаться текущее состояние внутреннего рынка Союза, а также положительное видение внутреннего рынка Союза в будущем. На интеграционной площадке ЕАЭС представлено пять стран-члeнов, каждая из которых имеет свои экономические особенности, находится на определённой стадии рыночного развития, обладает национальной нормативной правовой базой и т.д. Что принимается за основу при формировании общих правил свободы движения товаров, услуг на внутреннем рынке с учётом возможного соблюдения интересов его участников, выстраивания добросовестной конкуренции в условиях рыночной экономики? Как известно, основой при принятии таких решений является обеспечение баланса интересов всех государств-члeнов ЕАЭС, поиск компромиссных решений, которые учитывают интересы всех сторон. Основной целью интеграционного объединения является либерализация, а также свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Внутренний рынок ЕАЭС представляет собой пространство без внутренних границ, в котором согласно Договору о ЕАЭС должно обеспечиваться свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Поэтому в первую очередь правовые нормы и механизмы, обеспечивающие свободу передвижения «четырёх свобод», призваны устранять все препятствия и не допускать введения новых, стимулировать процесс гармонизации национальных законодательств. Свобода перемещения товаров, основанная на отмене неоправданных торговых барьеров, является основным принципом права ЕАЭС. В Договоре о ЕАЭС существуют нормы единых принципов и правил конкуренции. Вместе с тем Евразийская экономическая комиссия имеет дополнительные инструменты антимонопольного контроля. Однако на практике государства-члeны часто сталкиваются с ситуацией, когда интересы национальных производителей ставятся выше и стороны не могут найти консенсусное решение. Поэтому вопрос обеспечения равных условий конкуренции в ЕАЭС, затрагивающий интересы абсолютно всех сторон, остаётся одним из наиболее важных в процессе интеграционного развития. Насколько, по вашим наблюдениям, увеличивается товарооборот между странами после подписания соглашения о создании зоны свободной торговли? По оценке экспертов, в настоящее время регионально-торговые соглашения охватывают более половины международной торговли. Около 90% таких соглашений приходятся на соглашения о зоне свободной торговли. При этом преференциальные торговые соглашения не только растут по количеству, но и углубляются в содержании. Ранее торговые соглашения предусматривали в основном дополнительную двустороннюю либерализацию таможенных тарифов при торговле товарами. Сейчас преференциальные торговые соглашения стали охватывать и другие области регулирования, такие как политика в области конкуренции, защита прав интеллектуальной собственности, электронная коммерция и многие другие отрасли, что, естественно, увеличивает положительный эффект от таких соглашений. Эффективность от заключения соглашения о зоне свободной торговли с конкретным партнёром зависит от многих факторов, в том числе от фактической интенсивности торговли. Эффект от ЗСТ повышается, если страны, заключившие соглашение, являются «естественными» торговыми партнёрами. Увеличивает выгоду от заключения преференциального торгового соглашения и взаимодополняемости производства или потребления в странах-участницах соглашения. Кыргызстан имеет соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) со странами-члeнами СНГ. Однако данные соглашения фактически закрепили свободную торговлю существовавшую до распада СССР,. поэтому здесь не приходится говорить о влиянии заключенных ЗСТ на рост товарооборота между нашими странами. Другой пример - соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом заключенное в рамках ЕАЭС, которое, как вы знаете, вступило силу в октябре 2016 года. Если смотреть статистические данные по товарообороту между Вьетнамом и Кыргызстаном, в 2018 году общий товарооборот вырос к 2016 году в 2,2 раза, в том числе экспорт КР во Вьетнам вырос в 4,4 раза, импорт из Вьетнама увеличился в 2 раза. Объёмы торговли между нашими странами пока незначительны, товарооборот в 2018 году составил всего 7,2 млн долларов США. Однако отчетливо видна тенденция увеличения торговли между нашими странами.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |