АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

РЭЦ готовит второй пакет мер продвижения экспорта

03.07.2019
РЭЦ готовит второй пакет мер продвижения экспорта

Российский экспортный центр (РЭЦ) снова старается умножить объём несырьевого неэнегетического экспорта через снятие лишних барьеров для бизнеса. в 2018 году он провел свой первый пакет таких мер по поддержке экспорта, включая обнуление НДС для экспортёров. На 2019 год Центр запланировал новый пакет мер, к отбору которых снова привлёк бизнесменов наиболее перспективных несырьевых отраслей: электронной коммерции, зернового рынка, металлургии, машиностроения и т.д. Только представьте, как было бы хорошо, если бы РЭЦ удалось снять с экспортёров (ещё бы и с импортёров!) такой барьер, как валютный контроль. По мнению наших читателей, эта организация с её драконовскими требованиями отвадила от экспортных операций не одну компанию, и, я полагаю, что выражу общее желание о том, чтобы этот рудимент скорее канул в лету. Тем более, что со мной солидарен и замминистра финансов Илья Трунин, который сказал экспортёрам: «Понятно, что все мы хотим отменить валютный контроль - но в ближайшее время нам этого сделать не удастся. То же по таможенному и налоговому администрированию. Но нам нужно, чтобы вы выработали основные меры и помогли структурировать их».

Мнение, что валютный контроль в его нынешнем виде, когда каждый честно работающий экспортёр должен постоянно доказывать свою честность, мешает развитию экспорта, разделяет и гендиректор РЭЦ Андрей Слепнёв. Он уверен, что в будущем нужно отделять подозрительные операции от прочих. «Мы считаем, что из регуляторных мер валютный контроль является самой мощной по воздействию, это тормоз для предприятий, думающих о выходе на внешние рынки, - рассказал он читателям «Э-Вести». - Могу сказать, что, конечно, эффект от такой меры, когда она заработает в полном объёме, может быть от 5 до 10 миллиардов долларов несырьевого неэнергетического экспорта. Это будет хорошим стимулом для предприятий, например, среднего размера региональных - там, где административная нагрузка является существенно тормозящим фактором. Но мы изучали то, как работают другие страны. Те, кто отказывается от репатриации валютной выручки, настраивают межгосударственное взаимодействие в плане учёта налоговой базы. Если предприятие оставляет выручку за рубежом, мы должны проверить её происхождение, налогообложение в другой стране - и здесь возникает комплекс непростых вопросов. Могу вам сказать, что многие страны отказались от этого.

Другое дело, что при современном уровне развития технологий, при современных данных, которые есть у таможни, банков, Росфинмониторинга, Центробанка, известен каждый шаг, каждая транзакция, её происхождение до 5-6 колена. Мы исходим из того, что у служб достаточно данных, чтобы контролировать все эти транзакции. Нет смысла требовать у предприятий ксерить важные контракты с печатями, особенно если дело касается электронной торговли, где никто не торгует на бумаге. Такая нагрузка явно избыточная, её нужно снижать и концентрироваться на рискориентированном подходе: там, где вы видите проблемы происхождения финансов или налогов - реагируйте. Где не видите - избавьте нас от лишней нагрузки». Итак, облегчение финансового контроля в повестке дня нового пакета мер для развития несырьевого экспорта. Но есть и другие немаловажные факторы, ликвидация которых может помочь российскому экспорту развиваться. Главное для привлечённых к работе над разработкой мер экспортёрам - определиться в приоритетах, потому что мер не может быть 50. В целом, деятельность РЭЦ вселяет оптимизм, вот только необходим рост заинтересованности предпринимателей в осуществлении экспортной деятельности, поскольку сегодня их число в России не превышает 1% от общего количества компаний. Андрей Слепнёв определил прошлогодний рост как «органический» и рассказал нам о том, что РЭЦ делает для вовлечения компаний в экспорт: «У нас есть несколько программ (около пяти) для увеличения числа экспортёров.

Буквально вчера мы запустили акселерационную программу совместно с программой по производительности труда - то есть, те компании, которые прошли предыдущую программу и оптимизировали производство, теперь хотят развиваться дальше. Мы принимаем в эту программу участников и в этом году, и должны отучить несколько сотен компаний тому, чтобы они начали заниматься экспортом. У нас также есть большой проект-акселератор со Сбербанком, в котором сейчас участвует около трёхсот компаний, а также начинается программа со Школой экспорта. Наши акселерационные программы как раз ориентированы на тех, кто хочет расшириться, либо начать экспортную деятельность с нуля. Кроме того, нам выделили порядка 3 миллиардов рублей на Центр поддержки экспорта - их фокус - это поддержка участия региональных компаний в выставках, бизнес-миссиях, их коучинге, образовании и так далее». Итак, ожидается, что в 2019 году число компаний-экспортёров в России вырастет ещё на несколько сотен. Может быть, и немного, но рост лучше стагнации или снижения их числа.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.