АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Блокчейн и таможня: как технология меняет международную торговлю

18.06.2019
Блокчейн и таможня: как технология меняет международную торговлю

Цифровую трансформацию переживает не только рынок платежей, но и международная торговля. Государственный и коммерческий сектор активно тестируют возможности блокчейна на таможне для обмена данными и учета товаров. И на то есть ряд причин. Блокчейн в международной торговле. Пока партия роз будет добираться из Кении в Роттердам, во время прохождении всех таможенных контролей может сформироваться стопка бумаги высотой 25 см. И есть вероятность, что стоимость её обработки будет выше, чем стоимость перемещения самих контейнеров. К такому выводу пришли во Всемирной торговой организации. Но благодаря цифровизации и использованию технологии блокчейн всей этой бумажной волокиты можно избежать. А обработка всех данных будет занимать считанные секунды, что позволяет сэкономить не только время, но и деньги. При этом блокчейн в этой сфере решает множество задач. Прежде всего исключает возможность подмены или записи задним числом данных. Это в свою очередь минимизирует коррупционные риски и гарантирует неизменность информации, а также позволяет отследить все взаимодействия таможенных органов и перевозчиков товаров.

То есть вся информация о грузе, бланк оформления, коносамент, страховка, а также проверяющие органы, такие как перевозчики, таможенники и аудиторы могут взаимодействовать друг с другом одновременно в режиме реального времени в рамках единой экосистемы. Возможности блокчейн-логистики. Расходы на ведение мировой торговли оцениваются в $1,8 трлн в год. Однако 10% от этой суммы можно сэкономить, посредством оптимизации бизнес-процессов, в том числе за счет использования технологии блокчейн. Понимая это, крупнейший датский грузоперевозчик Maersk объединил свои усилия с техгигантом IBM в общем проекте. Называется он TradeLens. Это блокчейн-платформа для усовершенствования международной торговли, в состав которой входят более 100 различных организаций, в том числе перевозчики, порты, операторы терминалов, логисты и экспедиторы. Благодаря единой экосистеме весь документооборот обрабатывается быстро, за счет чего ускоряется сама отгрузка товаров, что существенно экономит поставщикам деньги. Сейчас платформу используют 11 крупнейших мировых портов для торговли, и 28 терминалов для обмена данными.

При этом компания работает над расширением географии и уже договорилась о сотрудничестве с российскими властями. «Мы ожидаем, что главным результатом внедрения TradeLens должно стать повышение прозрачности процедуры заключения договоров путем распространения информации о спросе и предложении, условиях и операциях между многими участниками транспортных и логистических процессов», - говорит заместитель министра транспорта РФ и руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков. Блокчейн на таможне. Однако помимо бизнеса, инициатором перехода таможенных взаимодействий на блокчейн может оказаться и государственный сектор. Осознав все преимущества использования распределенных реестров в международной торговле, страны-участницы ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) создали рабочую группу для тестирования возможностей технологии для обмена информацией на границе и доказательства подлинности сертификатов о происхождении товара. Таким образом, члeны организации хотят оцифровать весь таможенный документооборот, а также минимизировать коррупционные риски, поскольку очень часто предприниматели пытаются недобросовестным образом получить льготы и компенсации НДС. Блокчейн же позволить отследить все взаимодействия органов и перевозчиков и избежать фальсификации документов.

Пока тестовое использование технологии происходит между таможнями Грузии и Азербайджана, а также между Украиной и Азербайджаном. В будущем единая таможенная система позволит быстро и свободно обмениваться данными между перевозчиками и таможенными органами, также она предотвратит коррупционные схемы и мошеннические операции с базами данных. То, что такие гиганты как IBM и Maersk решили возглавить цифровую трансформацию международной торговли свидетельствует о перспективах и выгодах использования блокчейна в этом направления. Создание единой торговой экосистемы наподобие проекта ГУАМ также говорит, что все преимущества распределенных реестров можно уже испытать на практике. Ведь помимо создания единого пространства для мгновенного обмена информацией и обработки данных, блокчейн и смарт-контракты могут использоваться для автоматизации выплат и начисления налогов, а также для контроля спроса и предложения на ту или иную продукцию.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.