АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Товарная структура торговли внутри ЕАЭС более сбалансирована, чем внешняя04.06.2019
Юбилейный саммит глав государств ЕАЭС, состоявшийся на днях в столице Казахстана - хороший повод для подведения итогов развития объединения за его первую пятилетку. Со времени создания достигнуты определенные успехи. Но наряду с ними очевидны и проблемы, мешающие продвижению к более высокому уровню интеграции. ЕАЭС изначально создавался как Таможенный союз (2010 г.), дополненный затем соглашениями по Единому экономическому пространству (2012 г.) и Евразийскому экономическому союзу (2015 г.). И хотя ЕЭП и ЕАЭС подразумевают более глубокую степень интеграции, которая помимо общих таможенных границ включает заимствованную у Евросоюза свободу «четырех пространств» - движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, создание общих рынков, согласование макроэкономической политики и т.п., одним из главных показателей эффективности объединения остаются объемы взаимной торговли. Именно они чаще всего используются и для оценки состояния двухсторонних торгово-экономических отношений, будучи широко распространенным показателем уровня развития. Евразийский союз заработал с 1 января 2015 г., и, хотя договору о его создании уже исполнилось пять лет, реально проработал он четыре полных года (2015-2018 гг.). За это время совокупный объем торговли между пятью странами ЕАЭС, исчисленный как суммарная стоимость их взаимного экспорта и импорта, увеличился в 1,3 раза - с 91,3 до 118,5 млрд. долл. Причем следует учитывать, что начало работы Союза пришлось на крайне непростой период. Для России же он вообще стал одним из самых сложных в её новейшей истории. После начала открытой конфронтации с Западом, вызванной украинским кризисом, введения санкций и целенаправленного обрушения курса российского рубля по отношению к доллару и евро, объемы торговли между странами ЕАЭС в долларовом выражении заметно сократились. В 2016 г. по сравнению с 2014 г. они упали на 27%, и лишь с 2017 г. взаимная торговля вновь начала расти. Главным экономическим партнером и рынком сбыта ЕАЭС для большинства его участников (за исключением Белоруссии) пока не стал. Но произойти этого за столь короткий период и не могло по причине преимущественно сырьевой специализации наиболее крупных экономик Союза - России и Казахстана, основные рынки сбыта которых лежат за пределами ЕАЭС. Третья по размеру экономика Союза - Белоруссия также сильно зависит от поставляемой из РФ нефти и экспорта нефтепродуктов. Поэтому внешняя торговля для ЕАЭС в настоящее время гораздо важнее, чем внутрисоюзная. По итогам прошлого года её объем составил 634 млрд долл. и более чем в пять раз превысил взаимный товарооборот между странами Евразийского союза. В общем объеме внешней торговли ЕАЭС доля внутрисоюзного товарооборота в 2018 г. составила всего 13,5%. При этом во внешней торговле России удельный вес Союза ещё меньше (8,3%). Зато у остальных союзных государств колеблется от 20,4% (Казахстан) до 50,8% (Белоруссия). Для России страны ЕАЭС являются третьим по значимости внешнеторговым партнером после АТЭС, где доминирует Китай, и Евросоюза. Для Белоруссии, Казахстана и Армении Россия вообще является первым, а для Киргизии - вторым по значимости (после Китая) торговым партнером. В условиях, когда прежний мировой экономический порядок находится в стадии глубокой трансформации, наличие общего рынка с совокупным населением в 183 млн. человек и ВВП в размере более 2 трлн. долл. является важным стабилизирующим фактором. Взаимная торговля между странами ЕАЭС по сравнению с внешней имеет гораздо более сбалансированную товарную структуру. По данным ЕЭК, за прошлый год первое место в долларовом эквиваленте среди поставляемых на рынки союзных государств товаров занимали минеральные продукты, к числу которых относятся нефть, нефтепродукты и природный газ. На втором месте находились поставки машин, оборудования и транспортных средств, а на третьем - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Такая структура взаимной торговли позволяет развивать не только сырьевой сектор, но и машиностроение, а также сельское хозяйство, что создает возможности для социально-экономической и технологической модернизации. Правда, почти всю продукцию машиностроения, а также большую часть продовольствия странам ЕАЭС поставляют Россия и Белоруссия. Однако поставки этих товаров в 2018 г. наращивали также Казахстан, Армения, а отчасти и Киргизия. Интересно, что ликвидацией таможенных границ и созданием общего рынка страны ЕАЭС сумели воспользоваться по-разному. Наиболее значительную выгоду из евразийской интеграции извлекла Армения, которая общих границ со странами Союза вообще не имеет, будучи отделенной от них территориями Грузии и Азербайджана. При этом за четыре года Армения нарастила экспорт на рынки стран ЕАЭС почти в три раза. Достичь этого Еревану удалось за счет увеличения поставок крепкого алкоголя, одежды, трикотажных тканей и продуктов питания (фруктов, овощей, овощных консервов, рыбы). Правда, объем импорта Армении из стран ЕАЭС (1,4 млрд. долл. за 2018 г.) на порядок больше экспорта (689 млн. долл.), что связано с закупками энергоносителей, металлов и зерна у России. Тем не менее темпы роста армянского экспорта в страны ЕАЭС в 2015-2018 гг. были вдвое выше, чем импорта. Вообще, если в качестве показателя успешности интеграции взять наращивание взаимного экспорта, получается следующая картина. У России его темпы (в силу размера экономики) примерно соответствовали общесоюзным, у Армении и Киргизии были заметно выше, а у Белоруссии и Казахстана - несколько ниже. Если в случае с Казахстаном «отставание» объясняется, видимо, схожей с РФ структурой экономики и доминированием в ней топливно-энергетического комплекса и металлургии, то ситуация с Белоруссией сложнее. В условиях введенных Россией против стран Запада контрсанкций противоречия между Москвой и Минском из-за поставок через Белоруссию санкционных продуктов, а также многочисленные претензии Россельхознадзора к качеству белорусского продовольствия привели к нескольким торговым конфликтам. И хотя похожие ситуации не раз возникали, скажем, между Россией и Казахстаном, именно противоречия Москвы и Минска рассматриваются некоторыми аналитиками как одна из главных угроз будущему Евразийского союза. Одна из главных проблем, негативно влияющих на развитие ЕАЭС, - неравномерность социально-экономического развития входящих в объединение государств. По итогам прошлого года одни из самых низких темпов роста ВВП продемонстрировала Россия (1,6% до пересмотра этого показателя Росстатом), которая является «становым хребтом» Союза и оказывает критически важное влияние на его развитие. Опередить она смогла лишь Киргизию (1,1%), одновременно в 2-4 раза уступив всем прочим участникам ЕАЭС - Белоруссии (3,7%), Казахстану (4,1%) и Армении (6,2%). Причем РФ уступает всем странам ЕАЭС не только по росту ВВП, но и по темпам увеличения промышленного производства, которое в прошлом году росло быстрее, чем экономика в целом. Сохранение таких диспропорций в течение достаточно длительного времени может поставить под сомнение экономическое лидерство Москвы и её способность выступать локомотивом евразийской интеграции. В целом же 30-процентный рост взаимной торговли в условиях самого острого за последние полвека военно-политического противостояния России с Западом является, безусловно, одним из главных достижений ЕАЭС за первую «четырехлетку» его работы. К другим успехам относится формирование интеграционных институтов, и прежде всего Евразийской экономической комиссии, а также принятие в 2018 г. нового Таможенного кодекса, существенно упростившего проведение таможенных операций. Для «мигрантозависимых» стран ЕАЭС (Киргизия, Армения) важным фактором стало создание общего рынка труда, заметно улучшившего условия для работы их граждан в России и Казахстане. К проблемам развития ЕАЭС относятся торговые барьеры, которые, несмотря на четыре года существования Союза, все ещё сохраняются во всех союзных государствах, контрабанда товаров из третьих стран (ЕС, Китая), а также торговые конфликты между участниками объединения. Показательно, что, несмотря на экономический характер объединения, ЕАЭС до сих пор вызывает повышенную аллергию со стороны Вашингтона и Брюсселя, которые рассматривают его как своего геополитического конкурента в Евразии. Западная пресса ЕАЭС либо вообще игнорирует, либо дает ему негативные оценки. А это свидетельствует, что геополитически создание ЕАЭС стало крупным успехом России.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |