АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Российский бизнес видит большой потенциал рынка Аргентины

30.05.2019
Российский бизнес видит большой потенциал рынка Аргентины

Латинская Америка на фоне санкций представляет особый интерес для российских компаний, учитывая большой потенциал этого рынка с точки зрения поставок продукции. В конце ноября в Буэнос-Айресе пройдет встреча лидеров стран G20. Для России это возможность не только обсудить проблемы, стоящие перед мировой экономикой, но и провести различные встречи и переговоры с аргентинскими партнерами. Как развивается сотрудничество на уровне бизнеса обеих стран, какие преграды пока есть для экспорта и какие новые проекты будут реализованы в ближайшее время рассказал в интервью агентству «Прайм» генеральный директор «ФосАгро» и сопредседатель Совета предпринимателей России и Аргентины Андрей Гурьев. Какие проекты сейчас обсуждаются между нашими странами? Аргентина сегодня открыта к российским инвестициям, российским компаниям. С момента возобновления работы Совета предпринимателей в начале прошлого года, нам удалось заново выстроить сотрудничество с аргентинским бизнесом, и оно поддерживается властями обеих стран. Мы обозначили, преграды, которые сейчас мешают увеличивать товарооборот, а также точки роста такого партнерства. Консолидировали в Совете индустриальных гигантов из обеих стран, которым интересны проекты в России и Аргентине.

На данный момент существует достаточно большое количество интересных стратегических проектов, куда наши аргентинские коллеги приглашают российских партнеров. И интерес со стороны последних очень большой. Безусловно, это модернизация железнодорожной инфраструктуры Аргентины и поставка в страну железнодорожной техники и подвижного состава со стороны «Синара-Транспортные машины» и «Трансмашхолдинга». Кстати, «Трансмашхолдинг» заявил о решении инвестировать в страну 170 миллионов евро в организацию производства техники, запасных частей и сервисного обслуживания. Это совместная разработка, производство и поставка в Аргентину высокотехнологичного нефтегазового оборудования гидроразрыва пласта с российскими газотурбинными силовыми установками - проекты АО «Русская фрактуринговая компания» с QM Equipment S.A. и EkoTech Energy. Это и освоение нефтегазовых месторождений в Аргентине - проект «Газпрома» и аргентинской YPF. «Силовые машины» и «Интер РАО-Экспорт» обсуждают с аргентинскими компаниями поставки электроэнергетического оборудования для ГЭС и ТЭС страны. АО «ОДК» реализует ряд контрактов с аргентинской компанией Transportadora de Gas del Sur S.A. (TGS) на поставку новых газотурбинных двигателей и сервисное обслуживание уже находящихся в эксплуатации компрессорных станций газоперекачивающих агрегатов.

И, конечно же, это проекты, которые обсуждает с партнерами Росатом, например, сотрудничество в сфере ядерной медицины, ядерно-топливного цикла и поставки в Аргентину различной высокотехнологичной продукции. «Биокад» и другие заинтересованные российские компании рассматривают поставки фармацевтических препаратов в страну. Обсуждают ли российские банки проекты в Аргентине? В стадии согласования с властями провинции Буэнос-Айрес находится проект Газпромбанка по строительству порта в районе города Рамальо. Планируется, что после запуска первой очереди порт сможет обрабатывать четыре миллиона тонн грузов в год, а в дальнейшем он удвоит эту мощность. На первом этапе инвестиции составят немногим менее 90 миллионов долларов, общий бюджет проекта составляет 186 миллионов долларов, будет создано около 250 рабочих мест. В прошлом году была достигнута договоренность об отмене 6%-ной импортной пошлины на удобрения, не содержащие вредные примеси… Да, совместными усилиями с федеральными органами власти и благодаря конструктивной позиции аргентинских властей, удалось добиться отмены 6%-ной ввозной пошлины на высококачественный диаммонийфосфат.

И это стало значимым позитивным сигналом в целом для российских компаний, заинтересованных в работе на рынке Аргентины. Правительство Аргентины существенно улучшило экономическую ситуацию в стране, что также положительно сказалось и на иностранных инвесторах. Была разрешена репатриация капитала из страны, курс песо был отпущен в свободное плавание, товарооборот страны увеличивается, падение ВВП сменилось ростом, был снят запрет на экспорт соевого шрота - одного из самых больших с точки зрения ВВП Аргентины продуктов. Последняя мера сильно повлияла на рост спроса на удобрения. В совокупности с отменой 6%-ной пошлины мы в первом полугодии увеличили поставки в Аргентину почти в 3 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отгрузив примерно 135 тысяч тонн. Думаю, в перспективе мы сможем ежегодно поставлять в Аргентину не менее 200 тысяч тонн минеральных удобрений и занимать пятую часть этого рынка по фосфорным удобрениям. Обсуждает ли совет Россия-Аргентина отмену каких-либо других пошлин? Предметные переговоры по отмене других пошлин в настоящее время не ведутся. Тем не менее, совет предпринимателей совместно с межправительственной российско-аргентинской комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству постоянно проводят работу по выявлению и снятию барьеров, сдерживающих развитие торговых и инвестиционных связей между нашими странами. Речь идет как о системном подходе (тарифные и нетарифные ограничения), так и о конкретных кейсах, когда компании сталкиваются с трудностями в рамках реализации своего проекта.

О каких трудностях идет речь? Что касается нашего сектора минеральных удобрений, есть необходимость либерализации таможенного законодательства Аргентины, упрощения доступа к таможенным складам. Согласно действующему законодательству, в каждой провинции разрешается создание единственной таможенной зоны для приема и хранения импортной продукции. Оператор одной из ключевых зон по приему/хранению удобрений (порт Вилья-Конститусьон, провинция Санта-Фе) передал эксклюзивные права на использование таможенного склада крупному международному трейдеру. Это приводит к ограничению доступа к данному складу мировых производителей удобрений, монопольному установлению цен при перепродаже удобрений со стороны трейдера и соответствующему росту издержек фермеров. Такое положение законодательства дискриминирует в большей степени не только импортеров, но и самих потребителей внутри Аргентины, делает поставки любого вида продукции менее конкурентными и более дорогими. Хотелось бы исследовать возможность создания альтернативной таможенной зоны по хранению удобрений в районе речных портов.

Второй момент - это необходимость ужесточения лимитов содержания вредных примесей в фосфорсодержащих удобрениях, в частности кадмия. Эта тема сейчас активно обсуждается в ЕС. Фосфатное сырье на разных рудниках в мире отличается по содержанию как полезных компонентов, так и может содержать вредные примеси, например, такие, как кадмий, мышьяк, радиоактивные вещества. Жесткие ограничения по чистоте удобрений уже есть в Северной Европе, Швейцарии и других странах, а сейчас обсуждается техрегламент ЕС по ограничению оборота удобрений, содержащих вредные примеси. Несомненно, основным бенефициаром от реализации этой инициативы будет население. И Аргентина уже сделала значительный шаг в этом направлении, отменив упомянутую 6%-ную пошлину, и открыв доступ экологически чистым удобрениям из России и других стран. До этого ситуация была абсурдная - если твои удобрения не содержат вредных примесей, ты обязан платить ввозную пошлину, а удобрения с высоким содержанием этих примесей ввозились беспошлинно. До недавнего времени аналогичные ограничения применялись и в Бразилии, но в 2014 году также удалось добиться их отмены.

Нас эта тема беспокоит в связи с тем, что Аргентина выступает одним из ведущих поставщиков сельскохозяйственной продукции на мировом рынке в целом и в Россию в частности. На долю российского импорта сельхозпродукции приходится более 60% товарооборота РФ-Аргентина. Введение лимитов по содержанию тяжелых металлов в импортируемых фосфорных удобрениях снимет обеспокоенность по экологической чистоте и повысит конкурентоспособность аргентинской сельхозпродукции на российском и мировых рынках сбыта. У «ФосАгро» есть единая стратегия по Латинской Америке? Или вы работаете исключительно по странам? Да, конечно, по каждому региону у нас есть стратегия продаж. Латинская Америка, вслед за стратегическим для нас российским рынком, является одним из приоритетных и идет на втором месте по объему наших поставок. И у этого рынка колоссальный потенциал роста с точки зрения поставок. В первую очередь это Бразилия, куда в прошлом году мы поставили более 900 тысяч тонн. Это самый большой на сегодня потребитель минеральных удобрений в регионе и таковым останется на долгие годы. В Эквадор в прошлом году мы поставили около 200 тысяч тонн удобрений, в Перу - 80 тысяч тонн. Всего поставки всех видов удобрений «ФосАгро» в Латинскую Америку в 2018 году составили 1,6 миллиона тонн.

Я вижу большой потенциал в Аргентине. Очень глубоко сейчас изучаем эту страну. Как раз в рамках саммита G20, который будет проходить в ноябре в Буэнос Айресе, мы хотим открыть трейдинговую компанию, в первую очередь, для изучения рынка и оценки наших перспектив на нем, улучшения нашей логистики и увеличения прямых продаж уже непосредственно аргентинским дистрибьютерам и сельхозпроизводителям. Что касается нашей стратегии вообще по Латинской Америке, то здесь мы смотрим все-таки на создание неких логистических хабов в портах, которые нам позволяли бы видеть постоянно наш товар на важных для нас стратегических рынках и уже оттуда заниматься дистрибуцией непосредственно напрямую нашим потребителям. К этому будем двигаться следующие годы. Проекты по производству в Латинской Америке рассматриваете? Пока не рассматриваем. Мы четко определили для себя, что компания растет за счет строительства новых мощностей и модернизации существующих именно внутри России, потому что с точки зрения инвестиций производство минеральных удобрений в РФ - одно из самых эффективных в мире. Наша страна обладает всем необходимым сырьем для конкурентного производства минеральных удобрений.

Насколько было бы уместно сравнение - для Латинской Америки российские удобрения то же, что газ для Европы? Во-первых, рынок достаточно транспарентный, и на нем присутствует достаточно большое количество независимых производителей минеральных удобрений. Латинская Америка нуждается в импорте российских минеральных удобрений, но тем не менее, мы достаточно свободно заменимы, поэтому, когда мы говорим об экспорте, то мы находимся в жесточайшей конкуренции с мировыми производителями. Поэтому любая поддержка как от России, так и от страны-импортера, очень важна. Для поставок ряда продуктов из РФ, в том числе удобрений, решающее значение имеет привлечение российского экспортного финансирования. Здесь очень важен наш положительный опыт работы с Росэксимбанком, ЭКСАР и РЭЦ. Так, ЭКСАР оказывает серьезную поддержку по комплексному страхованию экспортных кредитов под поставки наших удобрений. Торговые обороты по застрахованным сделкам превышают сотни миллионов долларов. С Росэксимбанком в позапрошлом году было заключено кредитное соглашение на 3 миллиарда рублей для поддержки экспортных поставок продукции за рубеж.

Важным условием для выхода на аргентинский рынок с машиностроительной и высокотехнологичной продукцией является наличие местного профильного партнера для продвижения продукции и/или организации совместного производства: на первом этапе - сборочного с последующим повышением локализации и передачей технологии. Какие у вас есть ещё планы на саммит G20, кроме открытия трейдинговой компании? Я уверен, что на саммит приедет много наших партнеров из разных стран, особенно Латинской Америки. Также мы сейчас активно обсуждаем с аргентинскими коллегами в рамках совета предпринимателей приезд крупной бизнес-делегации из России. Считаем, что саммит - это удачный момент для организации очередной встречи совета. Не исключаю, что в рамках саммита Деловой двадцатки, который будет предшествовать встрече лидеров, и на самом мероприятии в конце ноября, ряд проектов, о которых я говорил вам в самом начале, получат поддержку и стимулы для реализации. А что интересно Аргентине в России? Какие проекты в разработке? Не секрет, что основной интерес к российскому рынку проявляют аргентинские агропроизводители. Около 85% поставок из Аргентины в Россию приходится на сельскохозяйственные и продовольственные товары. Применяемые Россией с 2014 года так называемые «контрсанкции» в отношении западных стран создали дополнительные возможности для аргентинских экспортеров овощей и фруктов, мясной, молочной и рыбной продукции, морепродуктов.

Хотя на настоящий момент преждевременно ожидать крупного притока аргентинских инвестиций в российскую экономику, имеются благоприятные перспективы для использования аргентинских технологий и патентов в области сельскохозяйственного машиностроения, биотехнологий и фармацевтики для создания совместного производствах на территории России. Реально ли наладить прямое авиасообщение между Аргентиной и Россией? Идут ли переговоры об этом с авиакомпаниями? Решение о налаживании регулярного прямого авиасообщения между нашими странами может быть принято авиационными компаниями исключительно в случае экономической целесообразности таких перелетов. Насколько известно, российские авиакомпании анализировали данный вопрос и пришли к выводу о том, что текущий спрос на пассажирские перевозки между Москвой и Буэнос-Айресом не достаточный для достижения рентабельности. Кроме того, возможность перелетов с одной пересадкой в Европе предоставляют крупные европейские перевозчики, входящие в один альянс с российскими компаниями. Совет, помогая российским компания выходить на аргентинский рынок, вносит вклад в развитие несырьевого экспорта. Но не планируете ли вы ещё заняться и развитием культурных и гуманитарных отношений между странами? Открыть в Аргентине центр русской культуры, провести Недели русского искусства?

В марте этого года в Москве я встречался с Митрополитом Игнатием, Архиереем Русской Православной Церкви; митрополитом Аргентинским и Южноамериканским. В рамках встречи обсуждался вопрос по возможным мерам поддержки русской православной церкви в Аргентине, в частности, финансовой помощи по восстановлению соборов.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.