АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Преимущества постоянной зоны таможенного контроля30.05.2019
Резиденты свободного порта Владивосток сами инициируют законодательные изменения и запускают пилотные проекты по внедрению автоматизированной системы учета товаров в закрытых таможенных зонах. Минвостокразвития, Корпорация развития Дальнего Востока и федеральная таможенная служба не поспевают за продвинутыми предпринимателями. Ведомства до сих пор не готовы к оперативному созданию цифровых интегрированных программ, облегчающих работу в зонах таможенного контроля и организацию таких зон. Процедура свободной таможенной зоны в контексте свободного порта разрешает на 49 лет беспошлинный ввоз товаров и, прежде всего, оборудования на площадки проектов. По информации Ассоциации поддержки резидентов СПВ, о желании воспользоваться этой преференцией заявили более 300 компаний. Прошло три года, как вступил в действие федеральный закон «О свободном порте Владивосток». За это время статус резидентов СПВ получили 938 компаний с проектами на общую сумму капиталовложений более 400 млрд рублей и перспективой создания более 52 000 рабочих мест (по данным на октябрь). В 95% случаях резидентами стали приморские общества с ограниченной ответственностью, реже встречаются индивидуальные предприниматели. Лишь 5% резидентов (38 компаний) являются иностранными инвесторами. Срок деятельности ряда предприятий определен вплоть до 2085 года, некоторые собираются реализовать свои проекты до 2027 года. Свободный таможенный режим и постоянная закрытая таможенная зона на территории предприятия-резидента в данном случае оказываются взаимозависимыми факторами. Поодиночке они не могут дать таможенные преференции резидентам. При этом, по информации Дальневосточного таможенного управления, за весь период функционирования свободного порта всего четыре резидента на своей земле создали постоянные зоны таможенного контроля. Это ООО «Остров Русский» (водный автобус и водная капсула компании катают туристов по заливу Петра Великого, предприятие разрабатывает и комплексные туристические маршруты), ООО «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» (дочернее предприятие Уссурийского картонного комбината), ООО «Аквапарк «Теплое море» (дочерняя компания известного на южном побережье Приморья туристического комплекса), ООО «Совместное предприятие «Роскор» (производство деревянных и металлических строительных конструкций). В комментариях VL.ru и в обращениях в многочисленные инстанции Ассоциация поддержки резидентов свободного порта указывает многомиллионные затраты на возведение ПЗТК - от 8 до 50 млн рублей. Чтобы получить таможенные льготы, резиденты должны на своем участке установить контрольно-пропускной пункт, весовое оборудование, видеонаблюдение, погрузочно-разгрузочную технику для таможенных операций и взвешивания, бесперебойное электроснабжение и связь. По данным Ассоциации, 90% иностранных инвесторов не понимают регламентов наших таможенных органов и считают их слишком сложными. Действующие резиденты СПВ также не спешат возводить вокруг себя высокотехнологичные ограждения. С точки зрения заместителя генерального директора компании «Терра» Дениса Борисова, высокая цена ставит под сомнение выгоду от таможенных льгот, которые предоставляет государство в рамках свободного порта. «Мы импортируем комплектующие для осветительного оборудования и собираем его в России. По нашим подсчетам, в условиях сегодняшних таможенных рисков экономия составляет всего 2-3% от всех наших затрат, более того, если мы сделаем детальный разбор осветительного оборудования светильника до винтика и шурупчика, наша затратная часть и вовсе вырастет. Стоит ли ради этого возводить ПЗТК - большой вопрос», - говорит Денис Борисов. Удивляется «таможенным преференциям» и директор ООО «Автофабрика» Павел Власов, поскольку установка так называемой закрытой таможенной зоны на территории предприятия, например, за 10 млн рублей нивелирует само понятие «льгота». Кроме того, остаются вопросы по оборудованию рабочих мест для сотрудников таможенной службы - кто этим должен заниматься. «Наша компания как резидент СПВ находится в стадии оформления земельного участка, затем предстоят согласования подключений коммунальных сетей, и лишь потом сможем приступить к оформлению самой таможенной зоны. Мы попытались внимательно изучить законодательство, проконсультироваться с коллегами по рынку, уточнить нюансы ведения деятельности у государственных ведомств. Но однозначной «дорожной карты» по обустройству ПЗТК и деятельности в её рамках нам так и не предложили», - замечает Павел Власов. Один из учредителей ООО «О. Русский», зампредседателя ПКО ООО МСП «Опора России» Юрий Рябко считает, что проблемы с установкой закрытых таможенных зон лежат в трактовке свободного порта таможней и другими госструктурами. В этом удалось, по его мнению, убедиться на IV Восточном экономическом форуме. Генеральный прокурор Виктор Чайка и министр развития Дальнего Востока Александр Козлов, выслушав проблемы резидентов в реализации проектов СПВ, призвали собравшихся не злоупотреблять правом. Однако термин «злоупотребление правом» превращает нормы, определенные в федеральном законе, в фикцию. «Исторические коллизии заставляли Владивосток изменять свой статут от дальневосточного форпоста страны до порто-франко и обратно. Как ни странно, но сама Российская таможенная академия переиздала книгу «Противоречия по вопросам таможенной политики в торговых кругах Приамурского края в конце XIX - начале XX века», которая уже много лет является у меня настольной. Так, вице-губернатор Я. П. Омельянович-Павленко на её страницах замечает, что ещё в 1902 году полемикой считался следующий вопрос: если дать таможне волю, она построит вокруг Владивостока кирпичную стену. Могу сказать, что за 100 лет ничего не изменилось», - рассказывает Юрий Рябко. Политика протекционизма, по мнению Рябко, по-прежнему является главенствующей притом, что СПВ должен использовать свое географическое положение и быть местом свободной торговли между соседними странами. «Надо наконец увидеть и осознать, что, например, японские товары едут в Китай на рынки и наоборот, а свободный порт может обеспечить им так называемую транзитную цивилизованную зону свободного склада», - считает Юрий Рябко. Резиденты так и не получили внятного ответа от таможенных органов и КРДВ о принципах прохождения таможенных процедур внутри ПЗТК и вывоза произведенного товара. Также инвесторы ждут внедрения современных цифровых технологий, которые помогут при взаимодействии с органами власти и учете товара. Денис Борисов, замглавы «Терра», сетует: «Оформлять ли товары как светильники или как запчасти? Нам предлагают делать, как нам удобно, одновременно информируя, что нормативная база в этой части ещё не разработана. Выходит, мы завезем комплектующие, произведем светильники и не сможем их вывести с территории нашей же таможенной зоны». Юрий Рябко считает нонсенсом, что товар из Японии, предназначенный для Китая, невозможно провезти из страны в страну даже в режиме свободного порта без прохождения сертификации, которая предназначена для российского рынка. «Наша компания будет ставить цех для производства запчастей сцепления для большегрузов. Работаем с иностранными инвесторами и хотим из Китая частично перевести производство в Россию. Предполагаем построить административное здание, автосервис, место для отдыха и ожидания наших водителей и контрагентов, то есть предлагать полный комплекс услуг.Открытым остается вопрос по правилам въезда на нашу территорию, оборудованную как ПЗТК, нашими контрагентами, клиентами и т.д.Также не понятно, каким образом сможем пользоваться преференциями свободной таможенной зоны по стройматериалам, оборудованию, товарам для хознужд, которые наши инвесторы будет завозить из Китая для обустройства ПЗТК», - дополняет Павел Власов, директор компании «Автофабрика». Что касается пилотного проекта по запуску автоматической системы учета товаров, предполагается, что его будет осуществлять камчатская компания ООО «Новый дом», которая также является резидентом СПВ. По словам исполнительного директора Ассоциации поддержки резидентов Дениса Гарина, вполне возможно, что проект также будет обкатан и на производственной компании-резиденте. Как отмечают в ООО «Новый дом», после запуска АСУТ система обустройства таможенной зоны упростится в том числе и по финансовым затратам. «ПЗТК нашей компании почти готова, надеемся, что товары начнут проходить таможенные процедуры уже в январе 2019 года. Бьемся, чтобы «пилот» запустили именно через нашу компанию», - надеется генеральный директор ООО «Новый дом» Михаил Смирнов. Прорывом по взаимодействию с таможенными органами в ассоциации считают их позицию о возможном субсидировании возврата пошлин для товаров, произведенных в ПЗТК для внутреннего рынка. Однако по этому вопросу надо найти согласие и в Минвостокразвития, и в Минпромторге. Кроме того, Денис Гарин сообщил VL.ru, что на недавнем совместном совещании с федеральной таможенной службой удалось убедить ведомство в возможности создания единой зоны таможенного контроля для групп резидентов, как в Китае, Сингапуре или Гонконге. По словам Юрия Рябко, его компания уже получила официальный ответ о том, что Дальневосточное таможенное управление допускает совместное использование ЗТК несколькими резидентами свободного порта. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |