АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Таможню отдаляют от границы30.05.2019
ЦСР предложил реформу сбора пошлин. Для повышения эффективности таможенного администрирования контроль на границе нужно ограничить, отчасти заменив его анализом деятельности компаний до и после осуществления поставок, считают эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР). Для такой реформы потребуется объединение информационных баз ФТС и ФНС - оно необходимо для создания системы отслеживания операций с товарами от ввоза до розничной продажи. В ФТС, однако, предупреждают, что подобные изменения могут привести к кассовым разрывам бюджета и падению собираемости пошлин. Таможенное администрирование в РФ остается недостаточно эффективным по сравнению с лучшими мировыми практиками, при этом множественные проверки со стороны контролирующих органов создают давление на бизнес. Такие выводы в своем докладе делают эксперты ЦСР (Галина Баландина, Юрий Пономарев, Сергей Синельников-Мурылев, Андрей Точин). Они отмечают, что регулирующая и фискальная роль ввозных таможенных пошлин постепенно уменьшается - сейчас их сборы эквивалентны 0,62% ВВП и этот показатель будет снижаться. Из-за механизма обеспечения «взимание таможенных платежей по факту превращается в форму временного налога, ориентация таможни на выполнение плана по сборам усугубляет ситуацию»,- пишут авторы доклада. Они предлагают изменить показатели эффективности работы ведомства с учетом затратности контроля и объема товарооборота. В ЦСР предлагают радикально пересмотреть процесс таможенного оформления. Авторы рекомендуют ввести обязательное предварительное декларирование, чтобы отразить факт ввоза в адрес конкретного импортера. При ввозе партии предложено присваивать единый номер для сквозного контроля вплоть до продажи товара в розницу. Выпуск товаров предлагается осуществлять до уплаты пошлин под финансовые гарантии импортера (не на товар, а на определенный период времени). Оформление завершается после принятия товара к бухучету и подтверждения правильности расчета и уплаты платежей. В будущем вместо таможни такие операции сможет выполнять налоговый орган по месту регистрации импортера. Сейчас основной контроль осуществляется до выпуска - в частности, ФТС оценивает, не занижает ли импортер стоимость поставки. Для реализации механизма ЦСР рекомендует создать «единое окно» как в пунктах пропуска (чтобы документы таможне, а также Россельхознадзору и Роспотребнадзору можно было подать единовременно), так и в доступе к базам ФТС и ФНС. Эти базы предлагается объединить, передав ФНС сначала функции взимания косвенных налогов (НДС, акцизы), а затем и администрирования всех таможенных платежей (ФТС будет передавать данные о ввозимых товарах). При этом исчисление пошлин может происходить в те же сроки, что и налогов. «Информационная разобщенность налоговой и таможенных служб позволяет компаниям уклоняться от уплаты пошлин и внутренних налогов с использованием фирм-однодневок»,- считают в ЦСР. «В целом подход, при котором есть обязательное предварительное декларирование, система финансового обеспечения, охватывающая период не только до выпуска, но и после, с эффективно работающей системой прослеживаемости, может быть оправдан, но сначала все эти условия должны быть выполнены»,- прокомментировал «Ъ» предложения центра замглавы ФТС Тимур Максимов. При этом, по его словам, предоставление таких финансовых гарантий может быть обременительным для компаний, а передача полномочий ФНС несет бюджетные риски. «Важно понимать, что при передаче этих полномочий и неизменности отчетных налоговых периодов будут два последствия: кассовый разрыв и падение собираемости пошлин. Сейчас ФТС на этапе до выпуска собирает 100% от начисленного»,- отмечает Тимур Максимов. Вместо объединения информбаз в службе считают более целесообразным обмен в режиме онлайн - указывая, что у ведомств разный функционал. «С ФНС есть регулярный обмен данными по согласованным позициям, проводятся совместные контрольные мероприятия. Уже не надо представлять данные, которые есть у другой службы»,- пояснили в ФТС. В ЦСР признают, что масштабные изменения невозможны без резерва на случай недобора платежей. Помимо этого потребуется изменение и наднациональных документов (в частности, нового таможенного кодекса ЕАЭС). Однако кодекс позволяет реализовать большинство норм за счет корректировок в национальном праве, указывают в ЦСР, отмечая, что пакет схожих упрощений уже готовит Казахстан. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |