АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Ликвидировать закон «О валютном контроле»

30.05.2019
Ликвидировать закон «О валютном контроле»

ЦСР предлагает до 2019 года ликвидировать закон «О валютном контроле». Новый доклад Центра стратегических разработок, посвященный реформе валютного контроля в России, предлагает ликвидацию соответствующего федерального закона, отказ от принципа обязательной репатриации валютной выручки, объединение понятий валютного и налогового резидентства в Налоговом кодексе и усиление исполнения Росфинмониторингом норм FATF. Предложенная экспертами реформа очень проста и на деле не требует действительно радикальных изменений действующего порядка - её предлагается закончить уже в 2019 году. Центр стратегических разработок (ЦСР) представил доклад с предложениями о либерализации валютного рынка. Центр предложил подготовить такой пакет инициатив в ходе дискуссии на Гайдаровском форуме в январе 2018 года при обсуждении разногласий ЦБ, Минфина и Минэкономики по этому вопросу (см. «Ъ» от 17 января). Доклад ЦСР написан экономистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Александрой Коваль, Антониной Левашенко, Сергеем Синельниковым-Мурылевым и Павлом Труниным.

Большую часть документа составляет содержательное описание контекста, в котором возник спор госструктур по вопросу валютной либерализации. Хотя общая схема отмены норм, в наибольшей степени ограничивающих трансграничные потоки капитала, в большинстве развитых стран сходна (она задана рамками Кодекса либерализации движения капитала ОЭСР), остаточные элементы валютного контроля сохраняются в большинстве крупных юрисдикций. В части случаев, как и в России, взаимодействуя при этом с системами контроля за отмыванием преступно нажитых средств в рамках FATF. Впрочем, ситуация в РФ, где, в отличие от Индии и КНР, нет обязательной продажи валютной выручки, но есть норма об обязательной репатриации капитала, все же уникальна (и вряд ли является следствием сознательной воли законодателя - скорее, неудачного наложения друг на друга валютного контроля и норм FATF, что сохраняет в законодательстве архаичные и не имеющие экономического смысла нормы). Предложения РАНХиГС и ВАВТ по либерализации логичны и лишь выглядят радикально. Реформу авторы предлагают провести в два этапа: немедленными изменениями в 2018 году и среднесрочными - в 2018-2019 годах. Идеальным в ВАВТ и РАНХиГС считали бы присоединение РФ к Кодексу ОЭСР (прямо инициативы экспертов этого не требуют). Главная идея - отмена закона «О валютном регулировании» с переносом части его норм в Гражданский кодекс (ст. 140) и закон «О рынке ценных бумаг». В результате понятия налогового резидента и валютного резидента совпадут. Норму об обязательной репатриации капитала авторы предлагают просто ликвидировать по схеме, применяемой в Бразилии с 2010 года, а норму, по которой расчеты между резидентами должны осуществляться в национальной валюте, заменить на «территориальную» норму: расчеты в РФ должны осуществляться в рублях, трансграничные операции - в валюте, устраивающей контрагентов. В Налоговом кодексе при этом появятся нормы об уведомлении физлицами и юрлицами ФНС об открытии зарубежных счетов и об отчетности по ним, если служба не имеет с такими странами соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией (CRS MCAA).

Проблему контроля Росфинмониторингом отмывания денег доклад ЦСР предлагает решить немедленно и крайне просто: приведением в соответствие нормам FATF базового подзаконного акта ведомства - приказа 2009 года №103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». В приказ предлагается внести случаи сделок с повышенным риском отмывания денег с использованием многократно исправляемых или часто продлеваемых аккредитивов и т.д.. По существу, это требование существенно расширит работу Росфинмониторинга по содержательному контролю экспортно-импортных контрактов и введению системы управления рисками (прямо об этом не говорится, но очевидно, что реформа должна привести к этому). По существу, реформа, предложенная ЦСР, должна привести Россию к ситуации с капитальным контролем, схожим с целевой моделью, которую реализует Аргентина, заявившая о готовящемся присоединении к кодексу ОЭСР - с сохранением в законодательстве норм, характерных для США, Германии и Швейцарии, допускающих введение эпизодического целевого валютного контроля в отдельных ситуациях. Как вариант, возможно дублирование системы, введенной Бразилией в 2010 году: обязательная регистрация всех внешнеторговых сделок в электронной системе для целей мониторинга госструктурами отмывания - но без обязательств по выручке и так далее.

Вероятность того, что ЦБ, Минфин и Минэкономики примут эту концепцию целиком, ограничена. С одной стороны, реформа требует содержательной активизации работы Росфинмониторинга (в нынешней ситуации ни одна сторона повлиять на это прямо не в состоянии), с другой - столь серьезные на вид изменения, как отмена обязательной репатриации, осложняет их символическое значение для властного аппарата, и не соответствует духу традиционного требования «об усилении контроля». Между тем развитие трансграничных систем обмена данными валютного и таможенного контроля делает текущее состояние дел бессмысленным самоограничением в экономике. Так, действующие нормы фактически не позволяют юрлицам совершать b2b-операции с использованием электронных средств платежа, на порядок сокращая гибкость экспортно-импортных контрактов.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.