АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Один серый, другой белый

29.05.2019
Один серый, другой белый

Правительство планирует ввести регистрацию гаджетов, купленных за рубежом, а заодно и новую пошлину. Экспертный совет при правительстве РФ разработал законопроект, предусматривающий создание единой системы контроля мобильных телефонов и планшетов по номеру IMEI. Авторы документа предлагают блокировать ворованные, потерянные и так называемые серые, то есть децентрализованно ввезенные на территорию России гаджеты. Концепция уже получила поддержку кабмина и временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. Осенью законопроект планируется представить на рассмотрение Госдумы. Российские власти в данном случае не изобретают велосипед. Аналогичная система введена уже в 31 стране мира. Эффективность очевидна - в Англии из-за блокировки статистика краж гаджетов снижается на 20% в год, в Австралии количество преступлений упало в 4 раза. Принятие нового закона позволит удаленно идентифицировать и в случае необходимости отключать мобильные устройства по 15‑значному коду IMEI, записанному в прошивке каждого гаджета. Для этого прежний владелец должен будет подать соответствующее заявление в салон связи или через «личный кабинет» в интернете. Причем обращаться в полицию не требуется.

Телефон в отключке. Против блокировки ворованных гаджетов возражений, кажется, нет, хотя не все здесь просто. В России право-охранительными органами ежегодно фиксируется более 185 тысяч краж различных мобильных устройств. Статистика явно неполная - многие пострадавшие просто не обращаются в полицию с заявлениями, поскольку понимают, что там всерьез такими делами заниматься не будут. Пассивность правоохранителей выглядит, мягко говоря, странной - в большинстве случаев по IMEI операторы могут легко найти ворованный смартфон после активации в сети, а значит, установить личность нового владельца, его местонахождение, контакты и т. п. Понятно, что он, скорее всего, приобрел телефон у перекупщика, но, зная последнего, можно выйти и на вора. При расследовании серьезных уголовных дел, например, убийств, следственные органы наверняка пытаются идти этим путем. Почему-то этот понятный алгоритм не работает, когда речь идет о банальных кражах. Идея отключать ворованные гаджеты, противником которой, к слову сказать, долгие годы были операторы мобильной связи, выглядит движением вперед. Красть для дальнейшей перепродажи станут меньше. Очевидно, что спрос упадет, поскольку никому даже за полцены не нужен телефон, который наверняка отключат. Но воры перейдут в другой «сегмент рынка» - начнут предлагать свою добычу на запчасти, как это делают с автомобилями. Дело прибыльное - оригинальное стекло для дорогого смартфона может стоить около 10 тысяч рублей, аккумулятор для планшета - 4-5 тысяч.

Еще больше сомнений вызывает предложение отключать «серые» гаджеты. Разработчики законопроекта в качестве аргументов приводят цифры: объем нелегальных поставок оценивается примерно в 4,7 млн устройств, то есть около 10% российского рынка. Из-за «серого» импорта бюджет ежегодно недосчитывается 17 млрд рублей налоговых поступлений. Проблема в том, что в этих «миллионах» и «миллиардах» статистики скрывается не только весьма доходный бизнес спекулянтов, которые до старта официальных продаж в России предлагают новинки желающим по баснословно высоким ценам. Немало гаджетов ввозят законопослушные россияне, покупая их в зарубежных магазинах. Эти устройства предназначены, как правило, для личного пользования или в подарок. Для них предлагается ввести обязательную регистрацию. Владельцев поставят перед необходимостью самостоятельно вносить код IMEI в единый реестр. Один телефон можно будет зарегистрировать бесплатно, второй - уже заплатив пошлину. Если пренебречь этой процедурой, то устройство заблокируют. Сколько раз за год можно будет воспользоваться «льготой» - бесплатно ввезти телефон из-за границы, - пока неизвестно, но очевидно, что приобретение гаджетов по новым правилам станет менее выгодным. Возврат taxe free и кэшбэк по кредитной карте могут и не «отбить» затрат на фискальный сбор. При этом остается загадкой, чем один товар, допустим, два смартфона от известного бренда за 1 тысячу долларов или евро каждый, принципиально отличается от другого товара, скажем, двух платьев от кутюр, купленных за ту же цену. Разве что наличием или отсутствием кода IMEI.

Всех не перекодируешь. Компании мобильной связи скупы на комментарии. «Мы считаем, что инициатива по регулированию IMEI полезна. Такой подход применяется в других странах присутствия VEON. Но внедрение подобной инициативы должно проходить поэтапно, без стрессов для рынка», - говорится в ответе пресс-службы ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), полученном «Профилем». Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителя Алексей Егармин уточняет: речь пока идет не о законопроекте, а о концепции, которая обсуждалась в начале июля на площадке временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. Не факт, что все озвученные идеи лягут в основу нового закона. «Приоритетно в этом аспекте обсуждался вопрос о блокировке утраченных телефонов (потерянных или украденных). Такой порядок существует в ряде стран, когда человек, имеющий возможность подтвердить свой статус владельца, может обратиться для блокировки использования конкретного девайса. Это можно расценить как гармонизацию законодательства с учетом мирового опыта», - подчеркнул наш собеседник. По словам Егармина, в этой части лично у него нет возражений, что нельзя сказать о предложении блокировать «серые» телефоны. С точки зрения Таможенного кодекса к этой категории можно отнести все гаджеты, которые попадают на территорию России без таможенного оформления. Здесь и устройства, которые завозятся предпринимателями для последующей продажи, и телефоны, купленные за границей для личного пользования, напоминает эксперт.

По его мнению, во втором случае гаджет некорректно считать «серым», поскольку он куплен и ввезен в Россию на законных основаниях. «Предложение блокировать любые телефоны свидетельствует о «сырости» обсуждаемой проблемы и некомпетенции авторов концепции. При тотальной блокировке телефонов по признаку, прошел или нет товар таможенное оформление, будут существенно нарушены права тысяч потребителей, включая граждан стран Таможенного союза, приезжающих на работу в Россию. В ближнем зарубежье правила оценки «серости» телефона могут отличаться от российских», - не исключает Егармин. Видит он и другую проблему - IMEI имеют в своей прошивке не только телефоны или планшеты, но и остальные устройства, использующие сим-карты: медицинские приборы, роутеры, системы видеонаблюдения, навигаторы, «умные» часы, бытовая электроника и техника, даже игрушки и устройства слежения за домашними животными. Как знать, возможно, в будущем гражданам придется регистрировать и их, а также платить пошлины за ввезенные сверх нормы «серые» наручные часы, бижутерию или утюг.Ведь все эти товары по уникальному коду можно вычислить и потребовать поставить на учет, философски заметил Егармин.

Вывод - предлагаемое нововведение затрагивает интересы граждан и находящихся на территории РФ нерезидентов. Их права могут быть существенно нарушены, уверен собеседник «Профиля». «Сегодня сертификация превратилась в дополнительный налог, возникающий при таможенной очистке товара. Этот «сбор» пополняет карманы как таможенных органов через хорошо отработанную систему «коррупционных кэшбэков», так и немалого количества бесполезных контор, которые за деньги штампуют документы или просто паразитируют на потребителях», - подчеркнул Егармин. Сугубо фискальный интерес. С точки зрения классического подхода к госуправлению новые требования к сертификации коммуникационной техники позволяют ввести дополнительный сбор за её проведение, подтверждает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков. В результате львиную долю устройств мобильной связи поставят на учет. «Сертификация приведет к тому, что за каждым аппаратом будет закреплено некое условное лицо (организация), к которому можно будет прийти в том случае, если телефон «засветится» в некоей противозаконной истории», - подчеркнул экономист.

Однако при ближайшем рассмотрении это «обеление» выглядит совсем несовременно. Ситуация, когда скорость передачи информации становится критическим фактором для повышения конкурентоспособности, некоторые силы в нашей стране стремятся к самоизоляции ввиду невозможности контролировать новые, непонятные им процессы, поясняет Ицаков. Пора признать, что национальная безопасность - это не только военная, но и экономическая, которая строится на сильной экономике, большом объеме внутреннего рынка, мощных и устойчивых торговых связях с зарубежными партнерами. «Хочется верить, что здравый смысл победит и законопроект в таком виде принят не будет. В случае же принятия больших денег в бюджет он не принесет», - сказал экономист. В свою очередь, представитель Inventive Retail (управляет re: Store) Group Людмила Семушина сообщила «Профилю», что доля «серых» аппаратов на российском рынке сегодня незначительна. При этом технически гаджеты, продаваемые в других странах, ничем не отличаются от официально реализуемых в России, но у «наших» в названии артикула модели есть окончание RU/A. «В прошлом году продажи iPhone X в России стартовали одновременно со всем миром. Текущие розничные цены и финансовые условия покупок, особенно в сравнении с Европой, привлекательны для клиента. Поэтому в настоящее время покупка «серого» устройства не так актуальна, как, возможно, была ещё лет 6 назад, когда разница между мировым стартом продаж и российским достигала нескольких месяцев», - отметила она.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.