АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Администрирование экспортного НДС - проблемы и пути решения29.05.2019
Михаил Константинович Антипов, Директор по сопровождению экспортных проектов Российского экспортного центра. Стенограмма выступления М. К. Антипова на заседании Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности на тему: «Возврат НДС при экспорте: проблемы и пути решения». Андрей Николаевич Спартак (председатель Комитета, Директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт»): «Сегодня, наряду с большой работой в традиционных сферах поддержки экспорта (финансовая/нефинансовая) Российский экспортный центр проводит системную работу по зачистке всех сохраняющихся регуляторных барьеров для экспорта. Наверняка проделана большая аналитическая и практическая работы по построению плана действий, что дальше делать с НДС. В этой связи хотел бы предоставить слово по 165 статье НК РФ Антипову Михаилу Константиновичу, директору по сопровождению экспортных проектов Российского экспортного центра». Михаил Константинович Антипов: «Действительно, многое делается для упрощения этих процедур. Острота проблемы немного снизилась, но по-прежнему среди наших клиентов, которые обращаются за консультацией в Российский экспортный центр, тема НДС продолжает держать первые места. На протяжении июня мы проводили проектные мастерские на площадке Российского экспортного центра, выполняя поручения, данные в майском указе Президента России, относительно подготовки нового национального проекта по развитию экспорта. Мы собрали в одном месте большое количество экспортеров, которые занимаются экспортом разных видов продукции, пригласили регуляторов. Были представители Минфина России, таможенной службы, налоговой службы и другие представители федеральных органов исполнительной власти. Вместе с ними мы обсуждали имеющиеся проблемы и искали подходы к их решению. Достигнуты договоренности пока на уровне экспортеров и представителей органов власти, на уровне, примерно, директоров департаментов, руководителей подразделений. Но сейчас идет согласование структур договоренностей на уровне руководителей федеральных органов исполнительной власти. С высокой вероятностью будут зафиксированы карты поручения на ближайшие годы для воплощения. Причем, ближайшим горизонтом являются этот и следующий год. Я веду 5 основных блоков проблем. Первый блок - это предоставление документов, которые вызывают много нареканий. Там есть три основных результата наших переговоров. Результат номер один - это то, что мы договорились о том, что экспортеры будут освобождены от необходимости предоставления бумажных копий деклараций, товаросопроводительных документов. Можно будет предоставить электронную копию без отметок таможенных органов. Этого будет достаточно, чтобы подтвердить факт вывоза. Второе достижение - это то, что экспортеры товаров не должны будут предоставлять товаросопроводительные документы, достаточно будет информации в декларации. Третье достижение - это контракт. Договорились, что контракт будет предоставляться в налоговые органы только один раз. Далее можно будет указывать его реквизиты при последующих поставках. Налоговые органы будут при необходимости получать текст контрактов из своих систем. Это то, что касается предоставления документов. Второй блок вопросов - это камеральные проверки. Вы знаете, что есть письмо налоговой службы, которое предусматривает, что для безрисковых экспортёров срок камеральной проверки может составлять 2 месяца (стандартный срок составляет 3 месяца). Мы договорились о том, что нормативным актом будет установлен срок 2 месяца (продление будет до месяца). Сейчас мы пытаемся договориться о том, чтобы срок камеральной проверки был сокращен до одного месяца. Когда мы делали это предложение, нам налоговая служба сказала о том, что возникает противоречие между действующими нормами налогового законодательства, позволяющее экспортеру предоставить документы в течение одного месяца по запросу. Они говорят, что эти две нормы не соотносятся. Понятно, что это технические вопросы. Если будет принято принципиальное решение, то, я думаю, мы договоримся. Пока здесь сохраняется разногласие. Третий вопрос - это заявительный порядок. Сейчас есть возможность, при условии уплаты налогов за предыдущие 3 года в размере 7 млрд руб., принять заявительный порядок без предоставления банковской гарантии для возмещения НДС. Мы договорились о том, что это значение будет снижено до 2 млрд руб. Пока мы не договорились о возможности в будущем (через год - два) снизить это значение до 1 млрд. Четвертый блок вопросов - это услуги. Назрела необходимость применения вычетов по экспорту услуг.Но там есть много вопросов по поводу того как считать, высчитать, зачитывать и т.д. Ответов пока на них мы не нашли. Понятно, что приоритетные направления - это медицина, образование и IT-услуги. Мы договорились о том, что будет проведен анализ с налоговой службой, с участием экспортеров и органов власти, при необходимости. На какие виды услуг этот порядок будет распространен? Будет определен перечень. Когда он будет определен, тогда будут найдены нормативные ходы для того, чтобы это внедрить. Поэтому, пока это план без видимой перспективы, но мы идем в этом направлении. Пятый блок вопросов. Это блок вопросов, связанный с отдельными сюжетами. Были внесены изменения в Налоговой кодекс при розничном экспорте, отправляемом по почте, применять нулевую ставку на основе документа почтового. Сейчас технологии экспорта идут дальше, появляются новые форматы. Экспортеры вывозят свои товары на склады за рубежом и начинают продавать там товары в розницу. Для таких операций применение нулевой ставки не предусмотрено. Мы договорились, что будут внесены изменения в Налоговый кодекс, позволяющие применять нулевую ставку НДС при розничном экспорте. Второй момент в этом блоке - это стройка. Иногда бывает, что товары вывозятся для возведения неких объектов за рубежом. Они не продаются, а вывозятся экспортером и им самим там используются, превращаясь в новый объект. Для таких товаров применение нулевой ставки не предусмотрено. Мы договорились, что это будет внедрено. Третий вопрос в блоке - это лизинг, когда наши товары уходят в лизинг за рубеж с переходом права собственности на эти товары лизингополучателю. Мы договорились, что для таких случаев также будет предусмотрено применение нулевой ставки НДС. Затрагивая частные сюжеты, мы понимаем, что могут быть вопросы, урегулированные по аналогии. Поэтому я хочу заострить внимание на этих темах для того, чтобы, если у кого-то появляются аналогичные предложения, то можно сообщать нам. Мы тогда будем вести диалог с регуляторами и договариваться о том, чтобы получить дополнительное регулирование. Пока у нас такие результаты нашей работы. На выходе будет подписан документ представителями Правительства России, который будет содержать поручения федеральным органам исполнительной власти для воплощения. Мы рассчитываем, что план реализации этого документа появится в национальном проекте в октябре этого года, и далее начнется его реализация. Мы понимаем, что нам нужно двигаться в сторону электронного документооборота. Мы говорим о том, что, если контракт находится в базе данных налоговых органов, то он не будет запрашиваться повторно. Но при этом, на наш взгляд, он может быть в базе данных таможенных органов. Это тоже должно позволять истребовать его, а не обременять экспортеров. Работу мы продолжаем, текущую информацию я вам озвучил». Андрей Николаевич Спартак: «Скажите, можно ли в рабочем порядке передать в палату эти наработки и нерешенные вопросы для того, чтобы понимать где есть договоренность. Там, где нет договоренности, мы, возможно, поддержим мнение палаты, так как это очень важно для экспортеров. У меня вопрос - те случаи, когда наши строительные (инжиниринговые) компании привлекают специалистов наших же компаний, которые выезжают за рубеж и на месте оказывают консультационную или какую-либо другую помощь, но реально работают по контракту с нашей головной компанией. Нельзя ли для таких субподрядчиков в сфере услуг сделать что-то с НДС? Некоторые наши инжиниринговые строительные компании говорили об этом как о проблеме. В больших объемах привлекают и, главное, услуги наши субподрядчики оказывают за рубежом при сооружении объектов. Хотелось бы попытаться включить это в систему возврата НДС». Михаил Константинович Антипов: «Тема привлечения субподрядчиков и использования больших проектов для консолидации в этих проектах больших объемов товаров - это отдельная тема, которую мы введем, но пока не достигли результатов». Андрей Николаевич Спартак: «У меня есть вопрос к представителю Евразийской экономической комиссии. Скажите, есть ли у Вас рейтинг, чья фискальная система с точки зрения возврата НДС в ЕАЭС лучше всего работает? И есть ли примеры смены резидентства, пусть даже единичные, из-за того, что в данной стране лучшего всего выстроена данная система, а компания является таким системным экспортером». Нурматбек Таджиевич Мамбеталиев (ЕЭК): «Говоря о системе, нужен системный подход. Смена резидентства не происходит ради одной процедуры, что где-то лучше или быстрее возмещается. Действительно, налоговая нагрузка в Казахстане и Киргизии немного меньше, чем в России. В то же время, оттока хозяйствующих субъектов в эти стран не происходит. Фактически, можно легально использовать всю нормативно-правовую базу, чтобы оптимизировать расходы за счёт разницы ставок НДС (в России НДС составляет 18% (скоро 20%), а в Казахстане 12%). Это легальный способ оптимизации именно налоговой нагрузки. Когда к этой системе присоединялся Казахстан, то по нашей статистике порядка 400 предприятий сменили российское налоговое резидентство на казахстанское. Это в большей части касалось пограничных территорий. По поводу возмещения. Если брать всю цепочку возмещений, то нельзя провести единую параллель. Очень быстро идет возмещение в Казахстане, Киргизии, но подтверждение этих документов становится сложнее из-за неразвитости электронных информационных систем. В России сильно развит электронный сервис и информационные системы. Из установленных нами пяти обязательных перечней документов, необходимых для подтверждения и возврата, только два документа являются обязательными в России. Это контракт и само заявление. У каждой страны есть свои обычаи делового оборота, свои сложившиеся система и практика. Я бы не отдавал предпочтение той или иной стране. Могу отметить, что детальная и жесткая система возмещения в Беларуси. В Армении система возмещения очень либерализована. Для возмещения документов иногда уровень заявления как обязательного документа несколько ниже. Так как страна является анклавной, то на определенном этапе одним из главных документов при возврате становится транзитная таможенная декларация. По регламенту, чтобы это подтвердить в Армении нужно около 12 часов. Именно столько часов отводится на пересечение территории Грузии. Что касается ухода товаров через аэропорты Армении, то практически можно это день в день делать». |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |