АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
В Архангельской области растут объёмы и экспорта, и импорта28.05.2019
Архангельская таможня, как и любая другая таможня в России, обладает очень интересным срезом информации о трансграничных торговых потоках региона. Причем это касается не только динамики импорта-экспорта у таких предприятий, как АЦБК или Севмаш, но и, например, наших частных пристрастий к глобальным интернет-гипермаркетам. Поморский таможенный пост находится на территории терминала Экономия Архангельского морского торгового порта, где нам и рассказали о том, какие изменения по линии ФТС ждут бизнес и физических лиц. В порту посетителям показывают только то, что разрешено, но и этого достаточно для благоприятных впечатлений: суда стоят, краны работают, на причалах - «лабиринты» контейнеров. «Конкретно эти суда сейчас заняты на внутренних перевозках. Основные направления - порты Дудинка и Сабетта. Не наша сфера деятельности, но можем наблюдать по поставкам грузов: портовая инфраструктура по Севморпути строится. Возможно, будут и крупные импортно-экспортные проекты», - пояснил заместитель начальника Поморского таможенного поста Алексей КУБАСОВ. Лес без пошлин. В регион работы Архангельской таможни входит и Ненецкий автономный округ.Раньше таможенные посты были не только в Нарьян-Маре, но и в Няндоме, Вельске, Плесецке... Теперь их осталось только пять: помимо Поморского, в аэропорту Архангельск, Северодвинске, Новодвинске и Коряжме. Связано это с курсом на автоматизацию и электронное декларирование. А динамика внешнеторгового оборота в регионе позитивная: за 9 месяцев 2018 года ВТО составил 1 млрд долларов, что на 49% больше в сравнении с таким же периодом 2018-го. Структура экспорта, как отмечают таможенники, существенно не меняется: 86% поставок - товары лесного комплекса. Самая большая доля у Архангельского ЦБК и Группы «Илим», затем идет «Лесозавод 25». «Круглый лес сейчас практически не декларируется, по крайней мере, через наш таможенный пост, - рассказывает Алексей Кубасов. - В этом году оформлено порядка десяти партий «кругляка». Дело в размере пошлин на его вывоз, особенно на лес хвойных пород. Политика государства в отрасли направлена на стимулирование глубокой переработки. Единственное, речь пока идет в основном о доске - с этого товара пошлина уже не взимается. Если говорить о малом бизнесе, к сожалению, небольших предприятий, которые вывозили бы не доску, практически не встречается. Растут объемы экспорта пеллет («Бионет», «Лесозавод 25», «Поморская лесная компания» в составе Группы компаний «УЛК»), фанеры. А вот изделий из дерева практически нет». С недавних пор для беспошлинных товаров отменены и сборы за таможенное оформление. Из не «лесных» товаров на первом месте в структуре экспорта в регионе деятельности Архангельской таможни - отходы и лом черных металлов (3,5% в стоимостном выражении). По сравнению с 2018 годом немножко вырос экспорт рыбы - с 0,5% до 1,3%: её продают «Комсервфиш», «Ягры», «Нордфиш», «Архангельский траловый флот», рыболовецкие колхозы. «Новодвинский таможенный пост ориентирован на продукцию АЦБК, Северодвинский - на Севмаш, «Звездочку» и «Арктику». Через него, кстати, оформлялся купленный Индией крейсер «Адмирал Горшков» («Викрамадитья»). Через Коряжемский пост отгружает продукцию не только Группа «Илим», но и «Устьянская лесопромышленная компания». Кроме того, практически у всех крупных предприятий-экспортеров есть свои точки отгрузки, где созданы зоны таможенного контроля, - продолжает Алексей Кубасов. - Вот такая логистика. Вопреки общим представлениям, Архангельская таможня не оформляет ни алмазы, ни нефтепродукты: это совершенно отдельные товарные потоки, в нашей статистике их нет». Завозом дороги. Общероссийские тенденции импорта в 2018 году выправились, заметно это и в нашем регионе. За девять месяцев через Архангельскую таможню ввезено товаров на 173,2 млн долларов США, что вдвое выше показателя такого же периода 2018-го. В структуре импорта преобладает оборудование для тех же предприятий ЛПК. «Прирост связан ещё и с тем, что в этом году через наш порт переваливали довольно крупные объемы листовой стали для изготовления труб по проекту «Северный поток - 2». В целом же за последние пять лет произошло значительное снижение объемов импорта. Прежде всего это касается товаров народного потребления, которые раньше шли через Архангельск в Москву, центральную Россию. Основных причин три: санкции, рост курса доллара и переориентация товарных потоков ближе к рынкам сбыта, - отмечает Алексей Кубасов. - Серьезную конкуренцию нашему порту составляет новый порт Усть-Луга в Финском заливе: это очень масштабный проект, инвестиции колоссальные. Но, как вы сегодня видели, и наши причалы не пустуют. Возможно, не хватает глубины для приема масштабных контейнерных грузов, но с тем объемом, который есть, порт спокойно справляется». В секторе физических лиц таможенники отмечают рост количества товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Какими бы ни были курсы доллара и евро, интернет-торговля развивается: люди охотно закупаются в глобальных гипермаркетах. «Эти отправления концентрируются в пунктах международного почтового обмена, - поясняет Алексей Кубасов. - В Архангельске его нет. Ближайшие - в Санкт-Петербурге (Пулково), в аэропортах Москвы, а со стороны Дальнего Востока и Сибири - в крупных городах федеральных округов. Если по количеству, стоимости и виду перемещаемых товаров вопросов не возникает, посылочка приезжает к вам, и вы даже не задумываетесь о том, что она прошла таможенный контроль. Когда есть основания считать, что товар заказан в коммерческих целях, он направляется для декларирования по месту нахождения адресата. Хотелось бы ещё раз напомнить, что не все товары разрешены к ввозу. Есть ограничения, например на лекарственные препараты. А если вы заказали ручку с встроенной видеокамерой - это уже средство для негласного получения информации и уголовное дело. Чтобы не попасть по незнанию в неприятности, обращайтесь за консультациями к нам». Для любителей заказывать импортные товары через Интернет, увы, есть не очень хорошие новости: нормы беспошлинного ввоза будут меняться в сторону сокращения. Сейчас в льготных рамках - товары на общую сумму не более 1000 евро и весом 31 килограмм в адрес одного получателя в течение календарного месяца. Но уже с 1 января 2019 года предельная сумма сократится до 500 евро. Таможенный сбор для подавляющего большинства товаров - 750 рублей. Достигший в 90-е годы огромных масштабов тренд на покупку машин за рубежом, по наблюдениям таможенников, практически сошел на нет. «Да, раньше мы оформляли и по 20 машин в день - из США, Кореи, Европы, - вспоминает Алексей Кубасов. - Сейчас этот поток почти нулевой, разве что из стран Евразийского экономического Союза (ЕАЭС), куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Внутри ЕАЭС нет таможенных границ. Общие же требования таковы, что для получения паспорта транспортного средства необходимо уплатить утилизационный сбор, получить документ о соответствии автомобиля техническому регламенту, в том числе по экологическому классу. Кроме того, в машине должны быть кнопка системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Получается много дополнительных расходов. К тому же отечественный рынок сегодня насыщен. Как сфера малого бизнеса импорт автомобилей тоже практически исчез». С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, а с 4 сентября - новый Федеральный закон «О таможенном регулировании» в России. Главное направление изменений - максимальная автоматизация и ускорение процесса декларирования и выпуска товаров. «Все идет к унификации, отказу от бумажных носителей, - добавляет Алексей Кубасов. - В принципе, у нас и сейчас нет очередей, прежде всего благодаря автоматической регистрации деклараций и автоматическому выпуску товаров. В большинстве случаев на это требуется меньше часа. Порядка 80% иностранных судов проходят только документальное оформление, без выезда комиссии на борт. Фактических проверок менее 1%». Что касается ФТС в целом, её ждет серьезная реорганизация. Декларирование товаров будет сконцентрировано в центрах электронного декларирования. На территории деятельности Северо-Западного таможенного управления планируется создать два ЦЭД - Балтийский и Санкт-Петербургский (оба в северной столице). В регионах останутся только таможни фактического контроля и пункты оформления товаров физических лиц. Однако произойдет это не раньше 2020 года. В цифрах. В 2018 году отчисления Федеральной таможенной службы в государственный бюджет составили около 4 трлн 462 млрд рублей (это примерно треть бюджета страны), Архангельской таможни - 1 млрд 400 млн. Кстати. Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза позволяет продавать товары в магазинах duty free физическим лицам, которые въезжают в ЕАЭС водным или воздушным транспортом. Раньше такие магазины можно было открывать только на выезде.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |