АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Мы хорошо зарекомендовали себя, работая и по Кодексу и по принятым Решениям28.05.2019
Елена Николаевна Бричева, начальник отдела Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики, ЕЭК. Стенограмма выступления Е. Н. Бричевой на ежегодной конференции «Таможня для бизнеса. Итоги 2018 года», Москва, 30 января 2019 г. В начале выступления Е. Н. Бричева напомнила, какие Решения Евразийская экономическая комиссия приняла в прошлому году в развитие норм Таможенного кодекса. Ранее в «Итоги 2018 года с ТК ЕАЭС - как изменилось таможенное декларирование» были подробно рассмотрены уже вступившие в силу Решения ЕЭК. Предлагаем вашему вниманию ту часть стенограммы Елены Николаевны, которая касается работы ЕЭК в 2019 году. «Работа, начатая в прошлом году, не останавливается, она продолжается. Уже в высокой степени готовности блок вопросов, затрагивающих таможенный транзит, что всегда в поле нашего внимания, и вопросы, связанные с применением сертификатов обеспечения. Вы помните, что новый Таможенный кодекс заложил приоритет электронных сертификатов обеспечения. При таможенном транзите они применяются в том случае, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов внесено в одном государстве, а транзит открывается в другом. На наш взгляд, этот механизм был востребован и задействован не в полной мере из-за того, что действовавшее до вступления в силу Кодекса соглашение предусматривало работу с бумажными сертификатами. Это создавало серьезные сложности, так как, внеся обеспечение в РФ, оформив сертификат обеспечения на бумажном носителе, нужно было передать этот бумажный документ перевозчику для того, чтобы он смог предъявить его при открытии таможенной процедуры транзитов. В Кодексе заложили приоритет электронных сертификатов. Мы подготовили Решение, которое будет определять форму сертификата обеспечения, что даст толчок для начала применения этих сертификатов в виде электронных документов. Это Решение почти готово. Мы уже прошли оценку регулирующего воздействия, осталось пройти правовое редактирование. К сожалению, регулирование устроено так, что сразу после принятия этого Решения перейти на электронные сертификаты все равно не получится. После нормативного закрепления формы, порядка заполнения этого сертификата, потребуется разработка форматов и структур этого документа. Надо сказать, что наши коллеги, которые отвечают за электронное сопровождение, начинают свою работу, когда документы ещё в проекте. Есть все основания полагать, что соответствующие форматы и структуры будут разработаны очень быстро. Дальше встает вопрос о доработке программных продуктов. Это компетенция уже национальных таможенных служб. Самая сложная задача для того, чтобы заработали электронные сертификаты, это возможность воспринимать эти электронные документы в других государствах-членах Союза. Соответственно, должен быть создан механизм удостоверяющей третьей стороны, который позволит, например, белорусским таможенным органам видеть, понимать и воспринимать электронный документ, оформленный в РФ. В этом направлении работа тоже ведется. Она не очень простая, но мы будем прилагать все усилия для того, чтобы достойно её завершить в обозримом будущем. Еще один документ, который находится в высокой степени готовности и его актуальность определяется тем, что Союз активно ведет переговоры по заключению Соглашения о свободной торговли, и у нас расширяется применение тарифных преференций, это документ, определяющий порядок восстановления тарифных преференций. Если по незнанию или по причине отсутствия документов вы не заявили тарифную преференцию при таможенном декларировании, либо, если таможенный орган по каким-то причинам не согласился с заявленной вами преференцией, то после выпуска товара эту тарифную преференцию можно восстановить. В данном проекте Решения мы видим существенный плюс для бизнеса. Если сейчас восстановить тарифную преференцию можно строго в пределах одного года, то новый проект Решения предусматривает те случаи, когда в предоставлении такой преференции было отказано в связи с проведением таможенным органом таможенного контроля после выпуска товара. Например, прошел год, таможенный орган провел контроль и сказал, что тарифных преференций быть не может, и отменяет это решение. Новый проект Решения позволяет восстановить эти преференции в пределах срока проведения контроля, предусмотренного законодательством, то есть в пределах трех лет. Если таможенный орган будет отказывать в применении преференции в рамках контроля, то у декларанта ещё останется время в пределах трех лет предпринять шаги для того, чтобы восстановить тарифные преференции. Следующий дискуссионный вопрос, каким образом осуществлять контроль в отношении сведений, заявленных в декларациях на товары, в случаях, когда был выпуск до подачи. Дискуссия ведется на площадке Комиссии с таможенными службами. Те, кто принимал участие в обсуждении Кодекса, помнят, что мы много дискутировали не только на тему выпуска до подачи, но и на тему того, как потом проводить контроль, так как применить базовые нормы, когда уже состоялся выпуск товара, не очень получается. Соответствующий проект уже подготовлен. Сейчас по нему ведутся горячие дискуссии. Мы надеемся, что в этом году это Решение будет принято. Еще один большой и, наверное, самый сложный блок Решений, над которыми Комиссия начнет работу в этом году, это переработка базовых документов. Это порядок заполнения деклараций на товары, порядок внесения изменений в декларации на товары, перечень товаров, которые могут помещаться под процедуру временного ввоза без уплаты платежей. Это Решение №375 по особенностям применения отдельных процедур, в частности, по процедуре временного ввоза. Это большое Решение №329, которое регулирует вопросы применения специальной таможенной процедуры. Мы говорили и в прошлом, и в 2018 году о том, что эти Решения мы откладываем на более поздний срок для того, чтобы реализовать в первую очередь те компетенции, которые предусмотрены Кодексом и обеспечить нормальную работу Кодекса. В этом году наступает тот период, когда можно браться за большие и сложные решения, и мы будем это делать. К слову сказать, это не исключает внесения точечных жизненно необходимых поправок. Мы знаем Решение №257, где по порядку заполнения декларации вносятся изменения. Буквально вчера мы обсуждали на новой площадке, созданной в Комиссии на Подкомитете по экономическим вопросам, вопросы внесения изменений в Решение №109, которое пришло на смену Решению №331 по временному ввозу без уплаты. Сегодня обсуждаются вопросы внесения изменений в Решение, регулирующее вопросы применения специальной таможенной процедуры. Точечные поправки в эти Решения вносятся. Одновременно мы начнем комплексную переработку этих Решений. Вероятнее всего, это будет длительный процесс. В первую очередь необходимо определить концептуально, что именно мы хотим поправить и как мы хотим изменить эти Решения. Если говорить о том, что только переписать их понятным языком, учитывая в терминологии Кодекса все новшества, которые там появились, то это не самая сложная задача. Но если на повестке дня будет стоять вопрос об изменении подходов в декларировании, то в первую очередь нужно будет выработать концептуальные подходы и, придерживаясь их, начинать соответствующую работу. Мы ставим себе задачу реализовать этот блок вопросов в 2019 - 2020 годах. Решение Комиссии и реализация компетенции, которая предусмотрена Кодексом, - не единственная работа, которой занимается таможенный блок Комиссии. Мы продолжаем вести дискуссии на предмет совершенствования законодательства, на предмет заключения международных договоров развития ТК Союза в продолжение тех договоренностей, которые были достигнуты на площадке Кодекса. Здесь следует отметить два международных договора. Один из них уже проходит внутригосударственную процедуру, то есть процедуру, необходимую для подписания этого договора. Этот вопрос особенно актуален для российской площадки. Это изменение в Договор о Союзе, который позволит использовать авансовые платежи в счет уплаты ввозных таможенных пошлин. Второй существенный момент, почему эти поправки нужны максимально быстро и оперативно, это то, что часть позитивных норм закона о таможенном регулировании и вступление в силу этих норм, также увязано с внесением изменений в договор о Союзе в части возможности использования авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных пошлин. Второй международный договор, над которым мы работаем, это Соглашение о некоторых вопросах применения обеспечения при таможенном транзите. Здесь в определенной части уже нет разногласий. Соглашение предусматривает упрощение для декларантов. Мы сравнили нашу систему обеспечения с европейской системой и пришли к выводу, что у нас есть случаи, когда обеспечение вообще не предоставляется и случаи, когда обеспечение предоставляется исходя из тех сумм, которые могли бы быть уплачены при выпуске товаров для внутреннего потребления. Но у нас нет случаев, когда обеспечение может быть предоставлено в чуть меньшем размере. Именно это и реализуется в новом проекте Соглашения, которое в этой части в полной мере согласовано. Последнее, о чем хочу сказать. Комиссия не наделена полномочиями по толкованию норм законодательства, по разъяснению положений Кодекса. Однако, к нам приходят письма с вопросами. На них мы высказываем свое мнение в адрес заявителя, но с оговоркой, что мы не имеем право толковать. По самым серьезным и сложным вопросам, для того, чтобы обеспечить формирование единообразного применения законодательства уже сейчас, на сайте Комиссии сайте в блоке по таможенному сотрудничеству публикуются все решения, которые мы приняли, и все ответы на поступившие вопросы по применению Кодекса. На наш взгляд, это имеет интерес для большого количества лиц». Закончив выступление, Елена Николаевна ответила на вопросы участников ВЭД. Вопрос от представителя компании «РосНефть»: «Будет ли перерабатываться Решение №289, так как недавно вышли поправки к нему со сроком вступления в силу с 01.01.2020». Е. Н. Бричева: «Решение №289 обязательно будет перерабатываться. Очень жаль, что это Решение вступает в силу с таким длинным отложенным сроком. Это обусловлено только необходимостью доработки программных продуктов, перенастройкой работы таможенных органов. На мой взгляд, в нем появилась замечательная норма. Сейчас по решению таможенного органа процедура выглядит следующим образом. Таможенный орган принимает решение, направляет декларанту. У декларанта есть 10-15 дней для оформления КДТ (корректировки декларации на товары), внести её в таможенный орган. Мы исключили всю эту длинную процедуру. Теперь таможенный орган, принимая решение о внесении изменений в декларацию на товары, одновременно будет формировать корректировку декларации на товары». Комментарий от представителя компании «РосНефть»: «Это очень позитивно. Мы тоже за это выступали и считаем правильным, когда это совпадает с предложением. Как Вы и говорили, переписать языком Кодекса - это одна задача, так скажем, техническая. Есть также много идеологических вопросов. Понятно, что вопросы не только со стороны таможенного Кодекса, но и со стороны бизнеса. К сожалению, здесь нет представителей российских министерств. Мы бы хотели услышать, как Вы видите работу с бизнесом. Куда нам направлять предложения? Готов ли ЕЭК принимать эти предложения? Как Вы видите эту работу?». Е. Н. Бричева: «Надо сказать, что мы хорошо зарекомендовали себя во взаимодействии с бизнесом, работая и по Кодексу и по тем решениям, которые уже приняты. Когда формируется скелет решения, то сложно учесть все возможные мнения и пожелания. Все наши решения проходят процедуру публичного обсуждения и оценку регулирующего воздействия. В рамках публичного обсуждения, мы готовы рассматривать абсолютно все предложения и замечания, которые поступают со стороны бизнеса. Все вопросы и информация, которые поступают к нам сейчас по применению тех или иных решений, будут учитываться при разработке проекта решений. Невозможно абстрагироваться от вопросов, которые нам задают. «Почему здесь написано так, а там по-другому? На наш взгляд, было бы правильнее и проще работать вот так». Мы все слышим и учитываем. На всех площадках мы призываем бизнес к участию в публичном обсуждении документов, которые мы готовим. Для нас проще обсудить все на берегу, чем потом обжаловать в суде». Представитель компании «РосНефть»: «Вопрос по поводу поправок в договор по зачислению ввозной пошлины в качестве аванса. Сейчас нет конкретной даты. Есть стандартная система вступления, то есть, если вы получили соответствующие уведомления 30 числа, то вступит в силу 1 числа. Учитывая, что у нас это завязано на вступление в силу многих законов, касающихся платежей, то это очень тяжело. Тяжело не только для нас, но и для всех больших компаний. Сегодня одни нормы, а завтра другие. Мы это будем дорабатывать на своих площадках. Не рассматривается ли вопрос комфортного вступления, с точки зрения понимания дат. Конечно, все заинтересованы как можно быстрее, но хотелось бы заранее знать «когда». Е. Н. Бричева: «Для начала хотелось бы довести эти поправки в договорах до подписания. У нас до 5 марта срок проведения ВГП (внутригосударственных процедур). На сегодняшний день есть информация в рабочем порядке только от Российской Федерации, что все идет по плану. С Кодексом мы работали примерно в таком же режиме. В 2018 году 31 декабря половина комиссии работала в ожидании того, чтобы нажать кнопку и опубликовать последнюю ратификационную грамоту для того, чтобы с 1 января Кодекс заработал. Я думаю, что здесь мы найдем механизмы. Поскольку у нас первое число месяца, следующего за месяцем получения соответствующих уведомлений, то мы можем попробовать организовать процесс таким образом, чтобы последнее уведомление пришло в начале месяца. Таким образом у нас будет месяц на то, чтобы все поняли, что с первого числа следующего месяца мы начинаем работать по-новому». |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |