АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Развитие транзитно-транспортного потенциала Казахстана на Каспии27.05.2019
22 февраля на сайте премьер-министра Республики Казахстан primeminister.kz опубликована статистическая информация по показателям развития Мангистауской области, главных морских «ворот» Казахстана в Каспийский регион. В статье отмечается, что транзитно-транспортный потенциал страны на Каспии составляют международный порт «Актау» и паромный мультимодальный комплекс «Курык». Порт «Актау» представляет собой многофункциональный современный комплекс, обеспечивающий полноценную перевалку генеральных, сухих грузов, нефти и зерна. По своим техническим параметрам порт «Актау» полностью соответствует международным стандартам. Акватория порта специально оборудована для безопасной стоянки, разностороннего обслуживания судов и проведения грузовых операций. Пропускная способность порта составляет 16,5 млн тонн. В условиях высоко интегрированной экономики и переориентации международных маршрутов порт «Актау» взял курс на развитие транзитных перевозок. Одним из основных приоритетов развития морской инфраструктуры и увеличения грузооборота региона является наращивание объемов контейнерных перевозок между портами Каспийского бассейна и привлечению новых видов груза. В настоящее время большое внимание уделяется развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который ориентирован на обеспечение грузоперевозок между Казахстаном, Китаем, Юго-Восточной и Центральной Азией, Турцией и странами Южной Европы. В результате развития программы «Нурлы жол» и транзитной стратегии Казахстана были разработаны транспортные маршруты, которые позволят порту «Актау» привлечь значительные транзитные грузы. За последние 5 лет поток контейнерных грузов через территорию Казахстана возрос почти в 100 раз. В данное время разрабатывается Срединный мультимодальный маршрут (Транскаспийский международный транспортный маршрут - прим. ред.), который пройдет из Китая через порт «Актау» в порт «Баку», страны Закавказья, порты Батуми, Поти и Турции. Порт «Актау» является одним из важных звеньев этого маршрута. Потенциал маршрута очень высок - до 300 тыс. контейнеров в год. Поэтому в Казахстане были дополнительно созданы Северный морской терминал и порт «Курык». Порт «Актау» также усиленно готовится к этим объемам, закупая новую специализированную технику и именно в контейнеризации представлены большие перспективы. На сегодняшний день мощность порта позволяет принимать и обрабатывать до 40 тыс. контейнеров в год, но стратегические задачи гораздо выше - 75-100 тыс. контейнеров. За 2018 год общая перевалка грузов составила 3 554 тыс. тонн. В том числе: перевалка нефти и нефтепродуктов - 2 089 тыс. тонн (за прошлый год объем перевалки - 1 437 тыс. тонн), показатели перевалки металла - 188 тыс. тонн, перевалка других грузов - 358 тыс. тонн, перевалка зерна - 823 тыс. тонн, перевалка паромных грузов - 96 тыс. тонн. Порт «Курык» призван придать импульс развитию транзитно-транспортного потенциала Казахстана и способствовать реализации проекта «Новый Шелковый путь». Порт позволяет осуществлять перевалку грузов из Китая через Казахстан в Европейские страны через морские, железные, автомобильные дороги. К акватории порта Курык подведены железнодорожные и автомобильные магистрали, обеспечиваются международные перевозки между странами Центральной Азии, Китая, Кавказа, Турции и Европы. Паромный комплекс «Курык» оснащен современными инфраструктурными объектами с железнодорожной и автомобильной составляющей. Оборудован 4 причалами, которые обеспечивают одновременную обработку 4 паромов, в сутки до 8 паромов. Удобное географическое расположение порта сокращает время в пути паромов из Азербайджана на 4 часа. Для оперативной обработки грузов на территории порта функционирует универсальное здание таможенного оформления, которое оборудовано современной техникой. Здесь предоставляют услуги по принципу «Одного окна». В одном месте сосредоточены все государственные службы - таможня, погранслужба, фитосанитария, ветеринария, портовые службы. С начала эксплуатации порта перевалка превышает 3 млн тонн грузов, из которых 1 млн 476 тыс. тонн было в 2018 году, 1 млн 611 тыс. тонн - в 2018 году. Импорт грузов составил 1,3 млн тонн, а на экспорт направлено 1,8 млн тонн. Транзитом через порт «Курык» идет различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее. С учетом опубликованной казахстанской стороной информации интересно сравнить эти данные с итоговыми показатели работы российских портов в Каспийском бассейне. Так, по данным Ассоциации морских торговых портов России в портах Каспийского бассейна в 2018 году было перегружено 4,8 млн тонн грузов (+21,6%), из них сухогрузов - 2,6 млн. тонн (- 6,9%), наливных 2,2 млн тонн (рост в 1,9 раза). Объём перевалки грузов порта Махачкала вырос в 1,8 раза до 2,5 млн. тонн, порт Астрахань снизил перевалку до 1,9 млн. тонн (- 16,7%). В порту Оля соответственно перегружено около 400 тыс тонн грузов. Таким образом, объёмы перевалки грузов в казахстанских и российских портах в 2018 году примерно сопоставимы по объёмам - 4,8 млн тонн против 5,16 млн тонн в Казахстане. Однако существенный объём грузооборота в России достигнут за счёт нефтеналивных грузов, а перевалка сухогрузов продолжает падать, как и в прошлые годы, яркое свидетельство чему почти двадцатипроцентное уменьшение грузооборота Астраханского порта. При этом в Казахстане уже имеются конкретные перспективы по увеличению данного вида грузоперевозок, прежде всего контейнеров в рамках развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (Middle Corridor) из Китая. В России же с этим сложнее. В этих условиях единственным выходом представляется совместное с Ираном и Индией форсированное развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», который может придать существенный импульс развитию каспийской морской портовой инфраструктуры России. Работа уполномоченными органами в этом направлении, несомненно, ведётся, однако статистические показатели ярко свидетельствуют, что до сих пор негативные тенденции работы торговых портов Оля, Астрахань и Махачкала не преодолены. Да, есть проект строительства нового морского порта в Калмыкии и канала «Евразия», которые могут увеличить транзит грузов через российские порты, однако решение по этим проектам, при этом довольно неоднозначным, всё ещё не принято и рассчитывать на них в ближайшей перспективе явно не стоит. Тем интересней, чем закончится предстоящее в текущем году заседание президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу «Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры - основа экономического роста субъектов Российской Федерации Волго-Каспийского бассейна». Есть надежда, что на данном мероприятии, наконец, будут найдены конкретные пути вывода морских портов России в регионе из затянувшегося кризиса.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |