АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Общий объем перевалки грузов в российских портах за полгода достиг 141 млн тонн26.05.2019
В первом полугодии объемы морской перевалки нефти неуклонно падали, а уголь и удобрения тянули общий грузооборот в плюс. Летом тренд изменился на противоположный. Такое положение дел сохранится до конца года. По данным Ассоциации морских торговых портов, общий объем перевалки грузов в российских портах с января по июль составил 141,3 млн т. При этом к концу лета в структуре грузооборота российских терминалов на Балтике произошли существенные изменения. Груз ушел на каникулы. После роста объемов перевалки угля и кокса в первой половине года показатели по данному виду груза стали снижаться. Только «Ростерминалуголь» (Усть-Луга) потерял около 2 млн т - по состоянию на 1 сентября терминал обработал 14 млн т против 16 млн т за 8 месяцев 2018 года. Виной тому могут быть начатые в июле работы по замене оборудования. Ожидается, что ввод в эксплуатацию нового вагоноопрокидывателя в конце 2018 года увеличит эффективность работы порта, однако до этого момента объемы перевалки будут меньше прошлогодних в среднем на 12% Пока грузы с «Ростерминалугля» ищут для себя другие гавани. По данным ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», в июле на 56 тыс. т выросла перевалка угля в Высоцке, а 35,1 тыс. т было обработано в Петербурге, притом что в прошлом году уголь здесь не перегружали. На фоне спада в Усть-Луге ощутимо выросла перевалка угля в Риге - на 900 тыс. т за 8 месяцев. Статистика также показывает сокращение перевалки удобрений, притом что в первом полугодии цифры были стабильны. Тенденция наблюдается и в петербургском порту, и в Усть-Луге - минус 184,1 тыс. т и 53 тыс. т соответственно. Основные грузовладельцы, отправляющие свою продукцию на экспорт через порты Северо-Запада, «Уралкалий» (владеет Балтийским балкерным терминалом) и «Фосагро» (управляет терминалом в Усть-Луге), изменения в динамике не объяснили. Эксперты считают основной причиной изменение логистики. По перевалке контейнеров темпы роста снизились (см. график), но такой способ грузоперевозок по-прежнему является наиболее перспективным для портов Северо-Запада. Сейчас контейнеры в основном обрабатываются в Петербурге, надежды на Усть-Лугу пока не оправдываются. Рубль вам в помощь. Увеличились показатели перевалки генеральных грузов, в частности черных и цветных металлов. За июль рост составил в среднем 40-50%. Основной стивидор, работающий с такими грузами, Морской порт Санкт-Петербург, объясняет тренд санкционной политикой некоторых западных стран, в результате чего экспортные потоки переориентируются в Юго-Восточную Азию. «С возросшей популярностью рынков Азии поставщикам приходится расширять линейку предлагаемых грузов. У нас она увеличилась практически вдвое, до 10 позиций», - рассказал «ДП» глава АО «Морской порт Санкт-Петербург» Владислав Жуков. Также на его терминале растет перевалка металлолома. Хороший рост показывает перевалка лесных грузов. Причина этого - высокий спрос на иностранных рынках. Однако в концу года темпы роста могут сократиться, считает генеральный директор ООО «Мется Свирь» Вячеслав Канатов. «При этом возрастет спрос на биотопливо. К осени потребность в нем всегда растет. Даже летом, вне сезона, потребность была чрезвычайно высокой, а в дальнейшем этот сегмент увеличится ещё сильнее», - прогнозирует он. Из-за изменения логистики и роста привлекательности экспорта впервые за год наливной порт Приморск смог показать месячный рост объема перевалки. В июне-июле перевалка нефти вышла на уровень прошлого года, а нефтепродуктов даже выросла на 300 тыс. т (за июль). Однако в целом динамика грузооборота порта за год остается отрицательной. Есть куда расти. В Приморске рядом с наливным портом реализуется крупный проект «Приморский универсальный перегрузочный комплекс» (УПК), предполагающий создание «в чистом поле» транспортного узла, который поспорит за лидерство с Усть-Лугой. Инвестиции планируются на уровне 77 млрд рублей. В феврале у Приморского УПК сменилась структура владельцев. Долю 30% получил офшор «Доломана Холдинг Лимитед». Столько же оставил за собой Рамис Дебердеев. Еще 40% поделили между собой пополам Владимир Даниленко, экс-глава Выборгского судостроительного завода, и Сергей Пупко, управляющий партнер в «Прайм Эдвайс». Еще одна точка роста - два терминала по перевалке сжиженного природного газа под Высоцком. В высокой степени готовности проект «Криогаз» («Новатэк» и Газпромбанк) стоимостью 65 млрд рублей. Вдвое дороже - соседний проект «Газпрома». Петербургскому порту необходимо диверсифицировать услуги. В условиях, когда дополнительный сервис получить невозможно или проблематично, приоритет отдается тем, кто готов удовлетворить потребность грузовладельца, например, по перетарке, маркировке и др. Тех, кто сегодня в Петербурге и Ленобласти способен предложить комплексное обслуживание, немного. Кроме того, необходимо развитие сервиса на стыке разных видов транспорта. В выигрыше оказываются те, кто обеспечивает не просто перевалку грузов в порту, но и постановку на железную дорогу, затарку вагонов. ИРИНА КАПИТАНОВА заместитель генерального директора «Балтика-Транс». Одним из наиболее активных сегментов транспортного рынка региона остаются контейнерные грузы. В первом полугодии прирост составил 12%, предполагаю, этот тренд сохранится до конца года. Рынок продолжает восстановление - с одной стороны, с другой - идет активный процесс контейнеризации грузов. Поэтому растут и импорт, и экспорт. Например, сегодня уже 80% экспортных контейнеров уходят с ПКТ и ПЛП гружеными. Пусть и не такой значительный, но есть потенциал роста также у угольных, минеральных, нефтяных грузов. БРАЙАН БИТШ Коммерческий Директор Группы Global Ports. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |