АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
ФТС предлагает превентивно противодействовать незаконному выводу капитала за рубеж26.05.2019
Федеральная таможенная служба (ФТС) подготовила предложения по применению органами валютного контроля мер превентивного противодействия незаконному выводу капитала за рубеж, основанного на субъективно-ориентированном подходе. Предложения ФТС направлены Минфином для рассмотрения и формирования консолидированной позиции в Минэкономразвития, Минюст, ФНС и Росфинмониторинг, а также в ЦБ РФ, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с инициативами таможенной службы. ФТС считает, что предлагаемыми мерами будет компенсировано смягчение норм валютного регулирования и ответственности за нарушение валютного законодательства в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности. На основе анализа собственной практики валютного контроля службой сделан вывод, что подавляющая часть нарушений валютного законодательства совершается номинальными юрлицами (фирмами-однодневками), используемыми для незаконного вывода капитала из РФ под видом внешнеторговой деятельности в рамках мнимых (притворных) сделок. Отсутствие на балансе у таких юрлиц имущества и денежных средств не позволяет полностью возместить причиненный государству ущерб. Пока превентивная деятельность таможенников в области валютного контроля сводится к передаче уполномоченным банкам информации о признаках совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций, на основании которой банк вправе отказать клиенту в совершении валютных операций либо расторгнуть с ним договор банковского счета. Причем принятие такого решения банком является его правом, а не обязанностью. То, что соответствующее решение принимает коммерческая организация, а не уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, по мнению ФТС, не обеспечивает в полной мере предотвращение проведения валютных операций, совершаемых в целях незаконного вывода капитала из РФ. Поэтому ФТС предлагает разработать алгоритм межведомственного взаимодействия, позволяющий органам валютного контроля принимать решения о приостановлении уполномоченными банками сомнительных валютных операций по счетам резидентов, а также запрашивать у банков информацию об основаниях и источниках поступления денежных средств на счета резидента. В качестве критериев для отнесения валютной операций к категории «сомнительных» может быть использована информация о наличии у резидента неисполненных обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов при осуществлении им внешнеторговой деятельности, а также о представлении при госрегистрации резидента в уполномоченный орган документов с заведомо ложными данными, в том числе повлекшими внесение в Единый госреестр юрлиц недостоверных сведений; Наличие у органов валютного контроля информации о таких источниках будет способствовать выявлению лиц, заинтересованных в организации схем незаконного вывода денежных средств из РФ, а также определению подлинных целей и назначения переводов денежных средств за рубеж, которые могут свидетельствовать о признаках представления в уполномоченные банки подложных документов, полагают авторы инициативы. Также они считают, что в случае законодательного закрепления понятия «незаконных» валютных операций представляется целесообразным изменить наименование и расширить диспозицию статьи 193.1 Уголовного кодекса РФ, предусмотрев уголовную ответственность за совершение таких валютных операций. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |