АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Контроль без взгляда на личности25.05.2019
Ключевые принципы утвержденной в мае 2018 года и реализующейся уже более года программы развития Федеральной таможенной службы (ФТС) до 2020 года - это автоматизация обработки данных, перенос контроля с этапа декларирования на этап после выпуска товаров и максимальное исключение прямого контакта участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и представителей службы. Фактически на смену работающему «в поле» таможенному инспектору должен прийти работающий с электронными документами офисный служащий, объяснял глава ведомства Владимир Булавин. Предполагается, что такой подход позволит не только снизить административную нагрузку на бизнес, но и минимизировать коррупционные риски. Основные затраты по программе должны прийтись на создание новых центров электронного декларирования (ЦЭД). Размещать их планируется только на территориях, находящихся в федеральной собственности, чтобы преодолеть зависимость от частных собственников складов временного хранения и не допускать лишних контактов между таможенными инспекторами и участниками ВЭД. Согласно целевым показателям программы, площадь объектов федеральной собственности, занятая структурами ФТС, до 2020 года должна увеличиться втрое: с 9,7 тыс. до 29,2 тыс. кв. м, а число мест для декларирования сократиться с нынешних 672 до 16 ЦЭД. Среди других показателей, объединенных в стратегию «10 шагов навстречу бизнесу»,- увеличение к 2020 году доли электронных деклараций, регистрируемых в ЦЭД, до 95%, автоматически зарегистрированных экспортных и импортных деклараций - до 99% (в 2018 году на них приходилось 35,7% и 1,6% соответственно). После вступления в силу с 1 января текущего года Таможенного кодекса ЕАЭС декларанты были избавлены от необходимости предоставлять в таможенные органы разрешительные документы: они могут указать их реквизиты в личном кабинете участника ВЭД, а необходимую информацию ФТС получит из информационных систем других ведомств с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия. Этот механизм был дополнительно закреплен вступающим в силу на текущей неделе федеральным законом о таможенном регулировании. Впрочем, пока эта система работает небезупречно: в самой ФТС отмечают проблемы с обменом информацией с Минздравом и Росприроднадзором и с идентификацией документов, выданных на территории иностранных государств, бизнес жалуется на дополнительные проверки и требования бумажных подтверждений в процессе валютного контроля. Автоматизация таможенного контроля происходит параллельно с внедрением риск-ориентированного подхода. Начиная с 2018 года в рамках субъектно ориентированной модели все участники ВЭД разделяются на три категории в зависимости от уровня риска и к ним применяются дифференцированные меры таможенного контроля. Полностью использовать возможности автоматизации могут лишь добросовестные игроки, отнесенные к зеленой группе: для них вся процедура в перспективе сократится до нескольких минут. По итогам 2018 года эта категория выросла более чем в 3,5 раза - с 2,2 тыс. до 8 тыс., на них пришлось 65% от общего количества деклараций на товары и 83% уплаченных таможенных платежей. Предполагается, что к 2020 году доля деклараций низкого риска должна вырасти до 80% Сочетание риск-ориентированного подхода с обязательным предварительным информированием о ввозимых товарах также позволит перенести основную нагрузку контроля с этапа декларирования на этап после выпуска и перейти от глобального контроля к выборочным проверкам. К 2020 году доля автоматически зарегистрированных деклараций должна составить 99%, автоматически выпущенных - 80% (этот механизм распространяется только на компании зеленого сектора). По итогам 2018 года ведомство отчиталось об автоматической регистрации 54,8% деклараций на экспортируемые товары и 11,2% на импортируемые и автоматическом выпуске 28,2% и 7,3% экспортных и импортных деклараций соответственно. Среднее время оформления груза при импорте составило 1 час 31 минуту, при экспорте - 46 минут. В октябре нынешнего года ФТС планирует запустить пилотный проект по созданию электронных таможен в Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском таможенных управлениях. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |