АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования25.05.2019
Григорий Анатольевич Боярский, заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России. Стенограмма выступления Г. А. Боярского на публичном обсуждении вопросов правоприменительной практики ФТС России по итогам IV квартала 2018 года, 19 декабря 2018 г. Григорий Анатольевич Боярский: Уважаемый Руслан Валентинович, уважаемые участники публичного обсуждения. Практически полный переход на цифровые технологии организации таможенного администрирования потребовал изменений структуры таможенных органов и концентрации декларирования товаров в специализированных таможенных органах, работающих только с электронными документами. В соответствии с одобренными Президентом и Правительством Российской Федерации планами в настоящее время проводится работа по созданию 9 электронных таможен и 16 Центров (ЦЭД), которые к 2020 году должны стать основными местами оформления товаров. В соответствии с «дорожной» картой по реформированию таможенных органов создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования проводятся поэтапно. В 2018 году созданы электронные таможни в Приволжском, Уральском, Северо-Кавказском таможенных управлениях. Создан и начал функционировать Новороссийский Центр электронного декларирования. Также в рамках создания единой сети электронных таможен проведена работа по концентрации декларирования товаров в центрах электронного декларирования Калининградской областной и Владивостокской таможен. 24 октября начал функционировать Приволжский центр электронного декларирования Приволжской электронной таможни, а с 25 октября Уральский и Северо-Кавказский центры электронного декларирования в составе соответствующих электронных таможен. Таким образом в структуре таможенных органов появился принципиально новый таможенный орган - это электронная таможня, основной задачей которой является обеспечение процесса декларирования товаров исключительно в электронной форме. Итоги первых двух месяцев работы электронных таможен приведены (по состоянию на 16.12.2018) в таблице. Как видно, в настоящее время в центрах электронного декларирования электронных таможен сконцентрировано оформление большинства деклараций соответствующего регионального таможенного управления. В первую очередь это декларации, поданные в соответствии с таможенными процедурами экспорта и выпуска для внутреннего потребления. При этом наблюдается положительная тенденция по увеличению доли деклараций, оформляемых в электронной таможне. По декабрю месяцу эти значения ещё более подросли и по Уральскому перешли уже где-то за 85% Если смотреть на ежедневный объем оформления, то он составляет от 400 деклараций в Северо-Кавказском центре электронного декларирования до 1500 деклараций в Приволжском. При этом проведенный мониторинг свидетельствует, что после создания Приволжского, Уральского и Северо-Кавказского ЦЭДов, приблизительно на 10% сократились средние сроки выпуска товаров в соответствующих РТУ. Т.е. проводился анализ двух месяцев до начала функционирования электронных таможен и двух месяцев их функционирования. В настоящее время электронные таможни функционируют в штатном режиме. В момент создания электронных таможен была проведена достаточно серьезная работа по повышению уровня работоспособности информационных систем и за все время функционирования электронных таможен не фиксировались критические сбои, которые привели бы к невозможности их функционирования. Одновременно продолжена работа по концентрации декларирования товаров в ЦЭДах таможен, совмещающих в себе функций электронных таможен и таможен фактического контроля. В этом году в рамках создания единой сети электронных таможен полная концентрация декларирования началась с 15 сентября 2018 г. на Владивостокском ЦЭДе в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом через порты Дальневосточного федерального округа. А с 1 октября на Калининградском ЦЭДе в отношении товаров, ввозимых и вывозимых из Калининградской области. 20 сентября был создан и начал функционировать центр электронного декларирования в Новороссийской таможне, на котором в настоящий момент сконцентрировано оформление декларационного массива Новороссийской таможни, а в перспективе будет сконцентрировано оформление товаров, перемещаемых морским транспортом через порты Южного федерального округа. Все созданные в рамках единой сети электронных таможен ЦЭДы располагаются на площадях, находящихся в государственной собственности. Отмечу, что в этом году на всех Центрах электронного декларирования оформлено более 32% всех поданных деклараций. К 2020 году 95% всех деклараций будут оформляться в ЦЭДах. Несмотря на концентрацию декларирования товаров в Центрах электронного декларирования, определенный объем будет сохранен за таможенными постами фактического контроля. В первую очередь это связано с декларированием отдельных категорий товаров, применением бумажной формы декларирования или особенностью контроля в отношении отдельных таможенных процедур, таких как отказ в пользу государства, уничтожение и ряда других. Вместе с тем основное направление деятельности таможенных органов фактического контроля связанно с проведением фактического контроля в отношении товаров и транспортных средств, т.е. проведение тех операций, которые требуют непосредственного контакта с товаром, с транспортными средствами или работы с документами на бумажных носителях. Распределение функционала между электронными таможнями и таможнями фактического контроля нашло свое отражение в типовых положениях о таможенных органах, утвержденных приказом Федеральной таможенной служба, который зарегистрирован Министерством юстиции. Создание единой сети Центров электронного декларирования не потребовали концептуальных изменений принципов их работы. Взаимодействие ЦЭДов и таможенных постов фактического контроля по-прежнему строится на применении технологии удаленного выпуска. Вместе с тем, исходя из специфики функционирования ЦЭДов и объемов оформления на них, проводится работа по усовершенствованию отдельных аспектов их функционирования. В первую очередь такие изменения направлены на максимальную автоматизацию совершения всех таможенных операций и дельнейшее развитие технологий авторегистрации и автовыпуска товаров. На сегодняшний день в автоматическом режиме уже зарегистрировано около 1, 8 млн деклараций, что составляет без малого 40% от всех поданных деклараций. Более 300 тыс. деклараций выпущено без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов. Другим направлением проводимой работы является исключение необходимости присутствия участника ВЭД в Центре электронного декларирования, в том числе за счет обеспечения возможности представления документов на бумажном носителе в таможенный орган, отличный от места декларирования. В настоящее время таким таможенным органом является, как правило, место фактического нахождения товаров, т.е. то место, куда поступают документы одновременно с грузом. Вместе с тем, на прошедшем с участием представителей бизнеса, 7 декабря заседании постоянной комиссии по вопросам совершенствования таможенного администрирования, было принято решение о продолжении работы по данному вопросу и, в том числе, путем рассмотрения возможности представления документов, в первую очередь, касающееся сертификатов происхождения товаров на бумажном носителе в иные таможенные органы. По мере создания электронных таможен и концентрации декларирования товаров в ЦЭДах, будут поэтапно внедряться принципиально новые технологии выбора места декларирования товаров - технология автоматической диспетчеризации декларации, предусматривающая автоматический выбор таможенного органа декларирования информационной системы. При разработке технологии автоматического выбора центров электронного декларирования, в первую очередь, учитывается компетенция таможенного органа по виду товара или транспорта, место налогового учета декларанта, место нахождения товаров, время работы конкретного центра электронного декларирования, наличие нештатных ситуаций в конкретном таможенном органе и целый ряд других факторов. Кроме того, при поступлении деклараций в информационную систему планируется реализовать её автоматическую проверку с направлением декларанту рекомендаций по устранению выявленных ошибок, что сократит случаи исправления деклараций непосредственно в ходе её оформления. Непосредственно должностному лицу Центра электронного декларирования или таможенного поста фактического контроля, декларация будет поступать только в случае, когда принятие решения о её выпуске требуется участие должностного лица. В большинстве случаев это связано с принятием решений в рамках системы управления рисками. Напомню, что в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России к 2020 году не менее 80% деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, должны выпускаться автоматически. Необходимо отметить также, что технология автоматической диспетчеризации предусматривает не только распределение поданных деклараций между центрами электронного декларирования, но и внутри самого цента электронного декларирования конкретному должностному лицу. Т.е. должностное лицо уже не будет никаким образом влиять на то, какую ему декларацию взять в обработку. Для реализации указанных задач и с учетом первых итогов функционирования электронных таможен, также проводится работа по изменению базовых приказов, регламентирующих порядок регистрации деклараций, совершение таможенных операций в электронной форме, применение технологии удаленного выпуска, автоматической регистрации и автовыпуска товаров, которые планируется издать уже в 2019 году. Еще необходимо отметить, что в 2018 году также уже проводятся мероприятия по реализации следующего этапа по реформированию таможенных органов. Изданные приказы о создании и начале функционирования с 29 января 2019 г. Московского областного ЦЭДа, на котором поэтапно будет сконцентрировано декларирование товаров в Московской области. С 14 февраля 2019 г. начинает функционировать акцизный специализированный центр электронного декларирования с поэтапной концентрацией на нем декларирования подакцизных и других определенных видов товаров. Также в следующем году будут созданы Сибирская электронная таможня, Авиационный и Центральный энергетический центры электронного декларирования. После перемещения Балтийского центра электронного декларирования на государственные площади планируется провести работу по концентрации на нем декларирования товаров, перемещаемых через Большой порт Санкт-Петербурга и другие порты Северо-Западного федерального округа. Отмечу, что в своем выступлении я постарался затронуть те вопросы, которые поступили в рамках подготовки к проведению данного публичного обсуждения. На отдельные вопросы, касающиеся частных случаев, в том числе оформления товаров в Балтийской таможне, ответы будут размещены на сайте ФТС России. Спасибо за внимание, доклад закончил. Давыдов Руслан Валентинович, первый заместитель руководителя ФТС России: Спасибо, Григорий Анатольевич. Я считаю, что исчерпывающий такой доклад. Хочу сказать, что к середине следующего года, т.е. к 1 июля 2019 года концентрация декларирования в центрах электронного декларирования превысит 50%. Это я думаю с запасом. Если сегодня 32%, то будет за 50% совершенно точно. По поводу Балтийского ЦЭДа, я вижу здесь представителей Санкт-Петербурга, Северо-Запада, я могу сказать, что помещение подобрано, это государственные площади на Двинской улице, в районе порта. Я думаю, что в течение ближайшего полугодия мы там проведем, как я и говорил, необходимые реконструкцию, ремонтные работы, наладку линий связи программных средств, и там в полном объеме заработает Балтийский ЦЭД. Поэтому, коллеги, не волнуйтесь, будет лучше, чем было, это точно совершенно. Как показывает наша практика, Григорий Анатольевич сказал, на 10% повысилась производительность труда. Безусловно, если у нас есть таможенные органы сегодня, где 3 декларации на человека, а есть. Где 23. Понятно, что где-то люди простаивают, а где-то люди перегружены. Поэтому равномерность нагрузки, правомерность принятия решений, единообразие подходов - это все мы с очень большой очевидностью наблюдаем на тех объектах, которые уже внедрены. Григорий Анатольевич, тем не менее, поскольку письменных вопросов нет, два вопроса из зала ответим, но два. Кто первый, того и тапки. Представляйтесь, пожалуйста, чтобы мы могли понимать, от кого идет вопрос. Пучкова Лариса, руководитель таможенного отдела компании «Nawinia»: У меня вопрос такой, связан с временем работы ЦЭДов. ЦЭДы предполагаются, что работают по 12 часов 7 дней в неделю, а таможни фактического контроля зачастую работаю 5 дней в неделю. Как в этом случае поступать участникам ВЭД? Ждать? Декларация, допустим, подана в пятницу, а выпуск мы можем ждать, ну в лучшем случае в понедельник. Это достаточно распространенный вопрос. Давыдов Руслан Валентинович: Вопрос понятен. Григорий Анатольевич, пожалуйста. Боярский Григорий Анатольевич: Спасибо за вопрос. В первую очередь, при создании единой сети электронных таможен, также проводится работа по синхронизации времени работы таможенных постов фактического контроля с временем работы ЦЭДов. Но здесь необходимо все-таки оценивать объемы товаров, поступающих непосредственно на пост фактического контроля. Дело в том, что из-за, например, одной машины, есть такие примеры в том же самом Уральском федеральном округе, выводить таможенный пост на работу нецелесообразно. Здесь, в первую очередь, конечно, должна исходить от вас инициатива, потому что в соответствии с Кодексом, таможенные органы учитывают и время работы предприятий. В принципе, при наличии таких обращений, соответствующая таможня может установить время работы таможенного поста фактического контроля, исходя из пожеланий участников ВЭД. Давыдов Руслан Валентинович: Спасибо. Ну давайте я дополню. На самом деле вопрос поставлен правомерно. Посты фактического контроля, мы это не только заявляем, мы это и осуществляем, они размещаются в местах естественного движения товаров, т.е. там, где осуществляются логистические цепочки, перевалочные операции и т.д. Совершенно справедливо, что участники ВЭД говорят о том, что надо синхронизировать работу электронных таможен и постов фактического контроля, иначе смысл 7х12 теряется. Кстати говоря, не спросили про круглосутку. Могу сказать, что мы и это предусматриваем, но в значительно меньшем объеме. Например, в Авиационном ЦЭДе, мы смотрели сейчас как спланировать, там смена ночная где-то порядка 4 человек должна быть. Больше там просто не нужно. Поэтому, там, где это необходимо, в ЦЭДах будет предусмотрена и ночная смена, т.е. круглосуточный режим, но пониженной штатной численности. Я предлагаю, Григорий Анатольевич, взять этот вопрос в обработку вместе с региональными таможенными управлениями и, действительно, ещё раз посмотреть потребность и логистику и продумать варианты по определению мест доставки, таких, которые могли бы синхронизировать работу свою с центрами электронного декларирования. Конечно, это должно быть все синхронизировано - это главный тезис. Вот такие исключения, когда 1 - 2 декларации, надо просто на региональном уровне смотреть конкретные случаи и искать и предлагать варианты решения этой проблемы. Т.е. эту проблему в любом случае надо решать. Давайте договоримся таким образом. Еще вопросы. Баклаков Петр Анатольевич, АО «Техснабэкспорт»: Руслан Валентинович, Вы совершенно справедливо заметили, что вопрос унификации, единообразия практики применения, декларирования. Необходимо признать, что существуют различия подходов, предположим, в Балтике, во Владивостоке, в Находке, в Новороссийске. Какие мероприятия планируются для установления вот как раз единообразия декларирования, требований, взаимоотношений, единообразия самого порядка? Давыдов Руслан Валентинович: Спасибо, Петр Анатольевич. Очень квалифицированный, правильный вопрос. Нами разработан уже по сути дела и внедряется Стандарт совершения таможенных операций. Пока там в основном временные характеристики закладываются, но мной поставлена задача, чтобы туда ввели и качественные характеристики таможенного контроля. Мы в экспертных группах нашего экспертно-консультативного совета говорили о том, чтобы бизнес дал предложения по насыщению элементами вот этого стандарта проведения таможенного контроля, стандарта совершения таможенных операций. Не должно быть никаких отличий в подходах между Балтикой и Владивостоком, Новороссийском и другими таможенными органами, за исключением тех, которые связаны либо со спецификой товара, как мы говорили, там энергетические акцизные, либо со спецификой вида транспорта и теми транспортными документами, которые существуют в силу международных соответствующих соглашений. Хотя у на в Российской Федерации Евразийской комиссией ставится вопрос о создании единого транспортного документа. Я думаю, что это будет не скоро, не испытываю здесь больших иллюзий, потому что это международные конвенции. В Конвенции по МДП там пытаемся внести изменения уже лет 5. Это такая тяжелая работа с отдаленными перспективами. Поэтому через Стандарт такая работа ведется и давайте тогда в решение наше сегодняшнее запишем: бизнесу дать предложения по развитию Стандарта совершения таможенных операций с точки зрения оценки качества совершения этих операций. Спасибо. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |