АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Система весогабаритного контроля улучшит качество российских дорог

25.05.2019
Система весогабаритного контроля улучшит качество российских дорог

Согласно данным Росавтодора, каждый третий грузовик нарушает нормативы по массе, а перегруз, в среднем, составляет 30%. В 2018 году для борьбы с этим было решено ввести большие штрафы за превышение максимально допустимой массы груженого транспортного средства и организовать сеть автоматических пунктов контроля весогабаритных параметров (АСВГК). Эксперты логистических компаний решили поделиться своим мнением о том, как работает данная мера, какие результаты приносит, и действительно ли система весогабаритного контроля позволяет сохранить качество федеральных трасс. Важа Такидзе, заместитель генерального директора автопарка транспортной компании «ПЭК»: Транспортная компания «ПЭК» («Первая экспедиционная компания») не получала штрафы за нарушение параметров весогабаритного контроля, поскольку подход к организации работы наших автомобилей не допускает перегрузы. Так, загрузка каждого транспортного средства сопровождается обязательным контролем соответствия всем необходимым параметрам. С ошибками работы весогабаритной системы нам пока не приходилось сталкиваться, однако не стоит полностью исключать возможность их появления в процессе массовой эксплуатации пунктов контроля.

Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic: Немалая статистика различных проблем и решений при использовании АСВГК собрана за все то время, что работает система. Тот факт, что на законодательном уровне будет проведена систематизация этих данных, поможет участникам рынка лучше ориентироваться в единых, честных правилах работы. Нужно понимать, что система способствует самоорганизации игроков транспортно-логистического рынка. Алексей Черкашин, начальник отдела российского экспедирования логистической компании «ДАКСЕР»: Считаю, что во избежание перегрузов и возникновения спорных ситуаций в процессе взвешивания крупнотоннажного транспорта отличной инициативой могло бы стать оснащение грузовиков датчиками осевой нагрузки, которое сейчас рассматривается на законодательном уровне в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Предполагается, что данная мера будет запрещать ввозить новые грузовики без таких приборов. К тому же, автомобили, оборудованные датчиками, будут иметь явное преимущество - все участники процесса (как грузоотправитель, так и транспортная компания) будут уверены в соблюдении норм весового контроля и смогут избежать штрафов за перегруз. При этом данная мера существенно не отразится на стоимости товаров и перевозок.

Роговенко Виктория, директор по перевозкам и эксплуатации транспорта компании Intertransavto (ITA): Если говорить масштабно, система весогабаритного контроля - хорошая инициатива, направленная на сохранение российской дорожной сети. В этих целях разработано комплексное решение, обеспечивающее выявление нарушений при перевозках крупногабаритных, тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах общего пользования и позволяющее осуществить административное наказание нарушителей. Некоторые недобросовестные компании, в попытках сокращения расходов, намеренно отправляют авто с существенным перегрузом. Чтобы избежать штрафного взыскания, они строят маршруты в объезд стационарных пунктов взвешивания, даже если продолжительность пути возрастет. В России действует система выдачи специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, все добропорядочные компании, которым важна репутация, оформляют такие разрешения дабы избежать возможных проблем и не увеличивать срок доставки. На дорогах действуют стационарные пункты - более 50 и автоматические - более 25 (к 2021 году их должно быть 400).

Для проверки на стационарных постах организован специальный коридор с оборудованием для взвешивания, а показания фиксирует инспектор. На таких пунктах всегда длинные очереди из грузовиков, что влияет на сроки логистики. К тому же, почти всегда возникает погрешность при измерении жидких и сыпучих грузов. Их невозможно взвешивать поосно, так как они начинают смещаться, проверять вес транспортных средств с такими грузами можно только на идеально ровной поверхности. АПВК (автоматический прибор весового контроля) представляет собой рамку и специальные датчики, встроенные в дорожное полотно. Когда машина проезжает, система определяет её вес и габариты, после чего подается сигнал камере, которая уже фиксирует нарушения. Автоматизированная система должна экономить время, так как все данные о массе ТС считываются и фиксируются на ходу. Она, как и любое технологичное новшество, должна быть тщательно протестирована, однако на сегодняшний день можно сказать, что работа таких постов, система выставления штрафов и их размер требуют значительных доработок. Практически любая система имеет погрешность, автоматический прибор весового контроля в том числе. Система измерят вес и габариты автомобиля при скорости до 140 км в час, и в случае нарушения электроника сама сформирует штраф. Однако для корректного анализа данных, автомобиль должен проезжать через рамки на скорости 50-60 км/ч, но на пути следования грузовиков не встречаются знаки, предупреждающие о приближении к такому посту. Таким образом, водитель резко сбрасывает скорость, а это создает значительную погрешность при измерении и аварийную ситуацию на дороге.

Сумма штрафов, выписанных на стационарных постах, зависит от того, насколько ТС перегружено, а взыскание может составить от 100 до 500 тыс. рублей. Нарушение, зафиксированное автоматической камерой, будет стоить всегда 500 тыс. рублей. Стоит также учесть, что ответственность несет всегда только юридическое лицо. Такая система вызывает огромное количество вопросов. Во-первых, не совсем понятно, почему существует такая разница в сумме взысканий, во-вторых, водитель, особенно если это нанятый водитель транспортной компании, должен также нести ответственность за соблюдение норм весовой нагрузки. Показания АПВК, на мой взгляд, должны автоматически отправляться инспектору, который, только в случае нарушения, останавливает авто и выписывает штраф. В некоторых странах, например, в случае незначительного превышения, на место выезжает мобильная бригада, которая останавливает автомобиль и осуществляют контрольное взвешивание. Благодаря такой системе все недобросовестные перевозчики несут ответственность за нарушение правил весогабаритного контроля. Один из минусов автофиксации в том, что штрафы автоматически начисляются юридическому лицу без учета важных на мой взгляд факторов: был ли реальный перегруз из-за смещения груза на оси или в связи с неточностями взвешивания наливных и насыпных грузов. Также не представляется возможным отследить причину перегруза - случился ли перегруз за счет личных вещей водителя или по вине транспортной компании.

Все это сильно затрудняет возможность оспорить штрафы в суде, перевозчикам остается только платить. Во всех транспортных средствах Intertransavto (ITA) на бортовом компьютере отображается вес автомобиля после загрузки, который должен контролировать в том числе и водитель, чтобы избежать штрафов за перегруз. Другие перевозчики должны пользоваться стационарными весами после загрузки. Однако даже при соблюдении этих мер есть вероятность получить штраф при автофиксации.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.