АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

С ОАО РЖД снимают порчу

25.05.2019
С ОАО РЖД снимают порчу

В рефрижераторах станет меньше скоропортящихся продуктов. Минтранс готовит пересмотр правил перевозки по железной дороге скоропортящихся грузов. Может исчезнуть необходимость возить ряд продуктов только в дорогостоящих рефрижераторных емкостях, в том числе алкоголь, соки, кондитерские изделия и так далее. Тип вагона сможет выбрать сам грузоотправитель в зависимости от того, как легче обеспечить сохранность продукта. В ОАО РЖД надеются, что так компании удастся вернуть грузы, которые из-за сложных правил ушли на автотранспорт. В пищепроме изменения приветствуют, но предупреждают, что для устранения сложностей на железной дороге этого недостаточно. На прошлой неделе завершилось общественное обсуждение проекта приказа Минтранса о новых правилах перевозок скоропортящихся грузов по железной дороге. Основное новшество - разделение грузов на те, которые обязательно возить рефрижераторным подвижным составом, и те, которые можно возить другими типами вагонов, ориентируясь на обеспечение их сохранности. Грузоотправитель в последнем случае сам выберет тип вагона. Рефрижераторы остались обязательными для мяса, рыбы, яиц, молока, некоторых овощей и фруктов, мороженого и ряда других грузов. На усмотрение грузоотправителя передан выбор вагона для пива, вина, шампанского и другого спиртного, соков, минеральной воды, консервов, нескольких видов овощей, грибов, фруктов и ягод и т. д.

Как объясняет Минтранс в пояснительной записке, действующие нормы приняты в 2003 году, но с тех пор изменились взаимоотношения между участниками перевозки, улучшилась упаковка, стало возможным осуществлять перевозку ряда грузов «без особых условий». В ОАО РЖД «Ъ» пояснили, что перевозчик (сама монополия) теперь не имеет своих вагонов и контейнеров, вступили в действие техрегламенты ЕАЭС, определяющие принципы работы со скоропортом. Сейчас именно перевозчик определяет перечень, предельные сроки и условия транспортировки скоропорта, но «без информации о технических характеристиках и особенностях конкретных вагонов и контейнеров универсальные правила создают трудности для операторов и грузоотправителей». «В результате часть скоропортящихся грузов перешла на автотранспорт»,- говорят в монополии. Новый документ существенно упрощает организацию железнодорожных перевозок скоропорта, добавляют в ОАО РЖД. В Минтрансе согласны, что новый норматив привлечет новые грузы на железную дорогу за счет снятия административных барьеров. Как подчеркивают в министерстве, особенно важно то, что по новым правилам рыбу, мясо, ряд других продуктов надо возить строго в рефконтейнерах: ранее, когда четкого норматива не было, их часто отправляли в термосах (не охлаждают груз, только удерживают температуру). Но при изменении наружной температуры грузы могли портиться либо терять вид и качество, теперь такую перевозку для этих продуктов предложено запретить.

Ставки на предоставление рефрижераторных секций в два-три раза, а термосов - на 40-50% выше, чем на крытые вагоны, несмотря на рост ставок на последние летом до 1,5 тыс. руб. без НДС, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Архаичность нормативной базы препятствует перевозкам некоторых типов грузов по железной дороге, например, в зимний и летний период»,- говорит эксперт. Наиболее заметно, полагает он, актуализация правил скажется на транспортировке пива и безалкогольных напитков - переток таких грузов на железную дорогу может составить более 1 млн тонн,- консервов (более 400 тыс. тонн), овощей и фруктов (более 1 млн тонн). Для них сейчас действуют более жесткие условия, в том числе различающиеся для внутренних и международных перевозок, говорит эксперт. По мнению президента Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Михаила Синева, самое значительное изменение заключается не в делении списка грузов на две части, а в снятии с перевозчика всякой ответственности за качество перевозимого груза и перенос её на грузоотправителя. Это, по его словам, в корне меняет всю систему организации перевозок, и АСОРПС вместе со многими другими участниками рынка крайне негативно относится к этому. Как поясняет господин Синев, ответственность грузоотправителя может быть реализована на практике только при наличии объективных данных по теплотехническим параметрам транспортных средств. Это предлагается реализовать через введение системы СПС (соглашение о международных перевозках скоропорта и специальных транспортных средствах для них), говорит он, но на внедрение её железной дороге понадобится два-три года. По мнению АСОРПС, столь значительные изменения должны включать как минимум переходный подготовительный период, также необходимо усиление контроля со стороны Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Производители пищевых продуктов отмечают, что одними этими изменениями сложности во взаимодействии с железной дорогой не устраняются. «В отличие от автомобильных поставок, где тарифы могут варьироваться не только в зависимости от фундаментальных факторов, но и от конъюнктуры, у железной дороги есть неоспоримые преимущества, например, регулярность, надежность и предсказуемость поставок,- говорит директор по логистике по РФ «Coca-Cola HBC Россия» (один из крупнейших в России производителей соков) Илья Елецких.- Но сложности возникают, если у отправителя, грузополучателя или обоих нет собственной железнодорожной инфраструктуры и подъездных путей. Тогда им необходимо производить погрузку и разгрузку на участках третьих сторон и перевозить грузы до финального пункта автотранспортом». Все это усложняет и делает процесс более дорогим и отчасти лишает железную дорогу преимуществ, говорит господин Елецкий. Однако, добавляет он, если изменения упростят процесс перевозки тарированных грузов и позволят расширить географию дистрибуции, а также получить тарифные преференции, то компания будет рассматривать перераспределение больших объемов грузоперевозок в пользу железной дороги.

Исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» (входят Mars, Nestle и другие) Вячеслав Лашманкин говорит, что пока железнодорожные перевозки занимают «единицы процентов» в транспортировке кондитерских изделий: рефконтейнеров не хватает и перевозка ими очень накладна. Перевозка груза рефконтейнером из Москвы в Китай примерно в 3-3,5 раза дороже перевозки в обычном контейнере при одинаковой компенсации, рассказывает он. При этом, продолжает господин Лашманкин, многие категории экспорта кондитерской продукции (сахаристые изделия, сушки, печенье и пр.) возят в обычных контейнерах, а перевозка шоколадных изделий даже при наличии разрешений без рефрижераторов может быть затруднительна. По мнению Вячеслава Лашманкина, важнее расширить парк рефконтейнеров и сделать их использование экономически оправданным. Но и смягчение правил даст больше простора для маневра участникам рынка, добавил он. Как говорит вице-президент по логистике, планированию и клиентскому сервису региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» Андрей Назаров, в отдельных регионах (например, в Сибири и на Дальнем Востоке) доля доставки продукции «Балтики» по железной дороге - до 50%, в среднем же по стране - около 20%. «При выборе способа доставки мы обращаем внимание на сроки и стоимость,- говорит он. - Если обновленные правила упросят процедуру оформления документации и смогут ускорить доставку, мы, вероятно, рассмотрим возможность увеличения отправок железной дорогой».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.