АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

О первых результатах практического применения нового законодательства

25.05.2019
О первых результатах практического применения нового законодательства

В Москве на конференции «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения» представители ЕЭК, ФТС России и бизнеса обсудили первые итоги работы по новому Кодексу и обозначили ближайшие перспективы изменения законодательства. 16 апреля 2018 г. в Москве прошла конференция «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения». Мероприятие было организовано Общественным советом при ФТС России при поддержке Евразийской экономической комиссии и Федеральной таможенной службы. Оператор конференции - Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный информационно-аналитический центр по проблемам безопасности цепей поставок» (МИАЦ). С докладами выступили представители ЕЭК, ФТС России и бизнес-сообщества. Рассмотрим некоторые из них. Первая сессия конференции была посвящена аспектам практической реализации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. С приветственным словом выступил Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Аркадьевич Лозбенко. Мукай Асанович Кадыркулов, Член коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК в своем выступлении отметил, что в целом бизнес положительно оценивает нововведения ТК ЕАЭС. Он обратил внимание, что при разработке нового Кодекса стояли две основные задачи:

  • Унификация законодательства пяти стран - участниц Союза.
  • В ближайшие год - два планируется разработать более 100 Решений ЕЭК, которые будут регулировать информационные технологии в таможенном деле. Он также подчеркнул, что старые таможенные кодексы были довольно жесткие, в новом документе поставили главный приоритет - содействие бизнесу. ТК ЕАЭС - это первый нормативный правовой акт такого масштаба, который разрабатывался при участии бизнес-сообщества пяти стран Союза. На текущий момент требуется реализация национальных законодательных актов и «докрутка» информационной системы. Мукай Асанович отметил, что на прошлой неделе проводилось совещание с представителями всех стран - участниц Союза, на котором было принято решение актуализировать рабочую группу по совершенствованию таможенного законодательства с представителями государственных служб и бизнеса. Тему создания рабочей группы продолжил Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Викторович Некрасов. Он подчеркнул, что на предыдущем этапе рабочая группа была нацелена на подготовку текста Кодекса. Но после нового года стало понятно, что в данной площадке сохраняется необходимость. «Мы помним о тех отложенных вещах, которые мы договорились не включать в Кодекс. Мы решили запустить Кодекс, а такие вопросы как, например, регулирование действенности экспресс-перевозчиков отложили. На текущий момент мы готовы возобновить работу в рамках рабочей группы. Кроме того у этой рабочей группы появятся 2 задачи:

  • Формирование единообразной практики применения законодательства.
  • Устранение разногласий по законодательству.
  • Временный ввоз, трактовка некоторых положений транзита, отдельные вопросы по физическим лицам - все это планируется обсудить уже на первом заседании группы в конце мая - начале июня». Дмитрий Викторович призвал РСПП и всех заинтересованных участников со стороны бизнеса и общественных объединений возобновить данную работу. В своем докладе на тему: «Практические вопросы таможенного администрирования и создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках единого таможенного пространства» Дмитрий Викторович подробно рассказал о том, над какими вопросами сейчас работает ЕЭК. Он отметил, что ТК ЕАЭС - это, прежде всего, Кодекс возможностей. С 1 января 2018 г. изменилось не так много - начал действовать только новый Кодекс и порядка 30 - 40 Решений ЕЭК. Сейчас стоят две очень важные задачи:

  • Принять Решения ЕЭК, которые будут реализовывать часть норм Кодекса.
  • Доработать национальное законодательство.

  • Те проблемы, которые ЕЭК видит сейчас, и те вопросы, которые поступают в Комиссию, обусловлены отсутствием национального законодательства. Закон о таможенном регулировании на текущий момент принят только в Республике Казахстан. В остальных странах приняты только экстренные нормативные акты, которые позволяют работать в части, не противоречащей Кодексу.

    Было отмечено, что сейчас у многих участников ВЭД возникла проблема с таможенными представителями, которые массово лишаются лицензии. Это связано с тем, что на сегодняшний день не реализована норма Кодекса о приостановлении деятельности таможенного представителя. Когда ТК ЕАЭС был подготовлен, и был достигнут консенсус по многим значительным вопросам, стороны пошли на ужесточение формальных требований, подразумевая, что национальное законодательство направит эту жесткость в нужное русло. Третья задача - это доработка информационных технологий. Без информационных технологий новый Кодекс не будет работать в полную силу. В Кодексе обозначен приоритет электронного взаимодействия, а предоставление документов на бумаге возможно только в исключительных случаях. На текущий момент только электронное декларирование стало электронным, а все остальные таможенные операции пока не реализованы в электронном виде. На разработку информационных ресурсов требуется не меньше 9 месяцев. Те Решения ЕЭК, в которых заложено применение информационных технологий, вступают в силу через 9 - 12 месяцев со дня их опубликования.

    Особое внимание было уделено Решениям ЕЭК, которые призваны реализовать нормы ТК ЕАЭС. В прошлом году ЕЭК приняла около 40 Решений. В этом году работа продолжается. Ожидается, что будет принято ещё порядка 40 Решений ЕЭК. Дмитрий Викторович отметил основные направления, над которыми сейчас работает Комиссия:

  • Развитие транзита. Есть желание сократить объем предоставляемой информации при транзите.
  • Предполагается упорядочить таможенные операции при выпуске до подачи декларации. На текущий момент накопилось много вопросов. Ожидается, что скоро проект данного Решения будет опубликован на сайте ЕЭК.
  • Большой блок вопросов, связанных с контролем таможенной стоимости.
  • В этом году предполагается принять несколько Решений по физическим лицам.
  • Довольно много вопросов по интернет-торговле. Здесь два направления - МПО и экспресс-перевозчики.

  • Продолжается работа, связанная с классификацией товаров. У Комиссии появились полномочия по собственной инициативе принимать Решения по классификации в том случае, если страны не могут договориться между собой. Все частные вопросы от участников ВЭД Комиссия не рассматривает. Их необходимо решать в вышестоящем таможенном органе. Если же у таможенных служб стран - участниц ЕАЭС есть разногласия, то в этом случае решение принимает Комиссия. При этом решения, принятые в Брюсселе, носят рекомендательный характер, а Решения ЕЭК обязательные для всех стран.

    Дмитрий Викторович обратил внимание на задачу, которую ЕЭК не сможет решить в этом году - это мониторинг законодательства в плане унификации нормативных актов в странах ЕАЭС. Комиссия планирует заняться данными Решениями в следующем году. Все проекты решений публикуются на сайте Комиссии. Господин Некрасов призвал бизнес активно участвовать в обсуждении данных проектов. Он отметил, что ЕЭК всегда открыта для диалога и прислушивается к бизнесу. Сейчас ни одно Решение Комиссии не может быть принято без общества. Далее с докладом на тему: «Приоритетные направления международного сотрудничества стран ЕАЭС в 2018 г.» выступила Заместитель директора Департамента развития интеграции ЕЭК Саадат Муханбетовна Асансеитова. Она отметила, что ежегодно Комиссия утверждает направления международной деятельности, которая затрагивает реализацию задач по экономическому развитию, торгово-экономическому развитию, экспортному потенциалу стран - участниц Союза. ЕАЭС начал функционировать в 2018 году. И этот год был сложный в плане экономических показателей. Итоги 2018 года позволяют с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие. Наибольший экономический рост показали новые страны ЕАЭС - это Армения и Киргизия, у которых зафиксировано увеличение ВВП на 5%. Положительная динамика наблюдается и во внешней торговле. Так по итогам 2018 года взаимная торговля выросла на 26%, внешняя торговля - на 25%. Начиная с 2018 года, происходит переориентация торговли со стран Европейского союза на страны Азии.

    О первых результатах практического применения нового законодательства

    Саадат Муханбетовна рассказала о Соглашениях о свободной торговле. Первое такое Соглашение от лица Союза было подписано в 2018 году с Вьетнамом, оно функционирует уже более года. После подписания Соглашения экспорт из стран ЕАЭС во Вьетнам увеличился на 40%. Практически завершены переговоры с Ираном, с которым в первом полугодии текущего года планируется заключение Соглашения. Это будет временное Соглашение, ведущее к созданию зоны свободной торговли. Также ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли с Сингапуром, Сербией, Израилем, Египтом. Существует ещё один инструмент выстраивания отношений с внешними партнерами - это заключение Меморандума. География заключения Меморандумов охватывает весь мир. Подписаны Меморандумы с Монголией, Сингапуром, Камбоджой. Ведутся переговоры с Южной Кореей, Сербией, Бангладеш, Кубой, Таиландом, Брунеем, Индонезией. Прорабатывается заключение Меморандумов с международными организациями, такими как АСЕАН, МЕРКАСУР. Пока, к сожалению, не налажен диалог с ЕС, несмотря на то, что это наш основной торговый партнер. С прошлого года функционирует рабочая группа по совершенствованию Договора о Евразийском экономическом союзе. Документ подписан не так давно, но уже подготовлен проект первого договора о внесении изменений. Жизнь не стоит на месте, текущая ситуация требует постоянного внесения изменений в законодательство.

    После выступлений представителей ЕЭК слово взял Руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G. Trans Джемал Давиташвили, который озвучил взгляд на декларирование с «Земли». В своем выступлении он дал обратную связь Комиссии на живых примерах, показал, с чем сталкивается в работе таможенный представитель. Среди положительных моментов он отметил:

  • В 2018 году появилась возможность доказывать таможенную стоимость и оформлять товары ниже риска. В 2018 году такой возможности не было. Многие участники ВЭД попадали под корректировку таможенной стоимости.
  • Активно стала работать авторегистрация деклараций. С начала 2018 года декларации часто выпускаются в автоматическом режиме. Многие декларации выпускаются в течение 30 минут, а экспортные декларации ещё быстрее.
  • Радует, что таможенные органы активно используют информационные ресурсы госорганов - нет необходимости в предоставлении живых документов, все больше применяется электронный документооборот, а также взаимодействие с инспектором с помощью электронной почты, а не Почты России.
  • В 2018 году произошло упорядочение нормативной базы в части компетенций по местам декларирования определенных групп товаров.
  • Развитие правового регулирования вопросов таможенного оформления.
  • Также были озвучены проблемы, с которыми компания столкнулась в 2018 году:

  • В июле 2018 г. произошла реорганизация Московской областной таможни (МОТ). Неожиданное отключение обмена информацией у Можайского и Краснознаменского ЦЭД с таможенными органами ЦТУ, связанное с переподчинением МОТ. Аналогичная ситуация наблюдалась с ЦЭД Байкальской таможни и Новороссийской таможней.
  • Отсутствие качественного обмена информацией между таможенными постами в случае подачи декларации на товары в ЦЭД.

  • Вторую сессию конференции открыл Руководитель ФТС России Владимир Иванович Булавин. Он отметил, что в связи с отсутствием нового Федерального закона «О таможенном регулировании» действует оперативный штаб, созданный ФТС России. Руководитель таможенной службы подчеркнул, что все основные новеллы ТК ЕАЭС нашли свое отражение в Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года. Принцип Комплексной программы - это простота и удобство для бизнеса, эффективность и удобство для государства. Таможня должна не просто обеспечить соблюдение законодательства при осуществлении ВЭД, но и сделать таможенное администрирование комфортным и удобным. Комплексная программа предусматривает мероприятия по осуществлению реформы системы таможенных органов, которая была поддержана Президентом России и Главой Правительства России. Результатом этой реформы станет концентрация к 2021 году всего декларационного массива в 16 центрах электронного декларирования, размещенных на государственных площадях. В 2018 году планируется создать электронные таможни с центрами электронного декларирования в регионах деятельности ПТУ, УТУ, СЗТУ, СКТУ. А также ЦЭД в Московской областной и Владивостокской таможнях.

    Владимир Иванович привел ряд статистических данных. Так, в 2018 г. среднее время оформления нерисковых товаров составило по импорту 1 час 31 минуту, по экспорту 46 минут. Доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары в 2018 году составила 22% от всего объема деклараций, доля автоматически выпущенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, составила 20%. Среднее время автоматической регистрации не превышает 3 минут, а автоматического выпуска - 5 минут. К началу 2018 года в стране работает порядка 85 тыс. участников ВЭД. Было отмечено, что ТК ЕАЭС предписывает использовать возможности межведомственного электронного взаимодействия. На текущий момент ФТС России взаимодействует с 32 федеральными органами исполнительной власти. В 2018 году запланирована реализация 25 новых направлений межведомственного электронного взаимодействия. В конце выступления Владимир Иванович несколько слов сказал о Хартии добросовестных участников ВЭД(Хартия), которая создаёт стимул для добровольного соблюдения таможенных правил со стороны бизнеса. На 13 апреля 2018 г. Хартию подписали 214 участника ВЭД, поддержали Декларацию об одобрении и поддержке Хартии 55 общественных организаций и представителей таможенной отрасли. Руководитель таможенной службы подчеркнул, что ФТС России это всячески приветствует.

    Доклад на тему «Практика таможенного администрирования. Технологии автовыпуска и авторегистрации» представил Заместитель начальника ГУОТОиТК ФТС России Григорий Анатольевич Боярский. Он отметил принципы внедрения технологий автоматического совершения таможенных операций:

    • Развитие информационных систем (технологии внедряются при условии развития информационных систем всех федеральных органов исполнительной власти).
    • Идентификация участников ВЭД (использование электронной подписи как основного источника идентификации участников ВЭД).
    • Этапность внедрения (технологии автоматического совершения операций внедряются поэтапно - от простого к сложному).

    Григорий Анатольевич рассказал о принципах применения технологи автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска:
    Уплачены таможенные пошлины и налоги. Было отмечено, что в 2018 году доля автоматически зарегистрированных экспортных деклараций составила 63%, импортных деклараций - 20%. К 2020 году эти показатели должны достигнуть 99%

    Тему «Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов: особенности солидарной и субсидиарной обязанности, последствия неисполнения, нивелирование рисков» осветила Начальник ГУФТДиТР ФТС России Елена Владимировна Ягодкина. В своем выступлении она отметила, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 - 61 ТК ЕАЭС, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов. Были озвучены последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов:
    Третья сессия конференции была посвящена уполномоченным экономическим операторам. Во время выступлений докладчики отметили преимущества статуса УЭО по ТК ЕАЭС:

    • Постепенное снижение размера обеспечения для УЭО со стажем (для свидетельства I типа).
    • Отсутствие обеспечения при финансовой устойчивости лица (для свидетельств II и III типа).
    • Различные типы свидетельств УЭО.
    • Сотрудничество и взаимодействие с таможенными органами.
    • Расширение состава лиц (импортер, экспортер, перевозчик, экспедитор, таможенный представитель, владелец СВХ).
    • Применение ряда упрощений на всей территории ЕАЭС.
    • Отнесение к категории низкого уровня риска.
    • Расширенный перечень специальных упрощений.
    • Возможность получения упрощений в других странах при взаимном признании статуса УЭО.

    Не обошли стороной и проблемы УЭО в связи со вступлением в силу ТК ЕАЭС:

    • Невозможность объединять несколько обязательств о выпуске до подачи в одну декларацию на товары.
    • Усложнение процедуры завершения доставки в ПЗТК УЭО в случаях, когда не требуется временное хранение таких товаров.
    • Ужесточение требований к оборудованию ПЗТК УЭО.
    • Появление требования об удаленном доступе таможни к системе учета УЭО.
    • Использование таможней института приостановления деятельности УЭО даже за незначительные нарушения только по факту начала расследования.
    • Усложнение технологий применения упрощений, связанных с площадками УЭО, после реализации концепции перевода таможенного оформления в ЦЭД (сейчас один пост контролирует площадку УЭО и товары на ней и проводит документальное оформление. В будущем для этого будет задействован пост фактического контроля и ЦЭД).
    Было озвучено мнение, что для повышения эффективности работы УЭО необходимо, чтобы ФТС России привлекала представителей УЭО к разработке норм, регулирующих деятельность УЭО, в первую очередь:
    • Новое типовое соглашение УЭО.
    • Подробное описание требований к площадкам УЭО, включая возможные варианты решений, которые будут учитывать отраслевые, географические и логистические особенности деятельности УЭО, и которые будут направлены в первую очередь на достижение зафиксированных в ТК ЕАЭС целях (сохранность товаров).
    • Формирование позиции ФТС России в части требований к системе учета УЭО и удаленного доступа к ней, исходя из практической необходимости и имеющейся возможности для таможни.

    С последним докладом на тему: «Внедрение системы прослеживаемости - новый тренд в проведении таможенного контроля после выпуска товаров» выступил Начальник ГУТКПВТ ФТС России Валерий Иванович Селезнев. Он отметил, что в соответствии с поручением глав государств на площадке ЕЭК ведется работа по разработке проекта соглашения механизмов прослеживаемости товаров в ЕАЭС. Он привел сведения, которые должна содержать наднациональная система прослеживаемости:

    • Наименование продавца.
    • Идентификационный код (номер) продавца.
    • Наименование покупателя.
    • Идентификационный код (номер) покупателя.
    • Регистрационный номер и дата выписки сопроводительного документа.
    • Наименование товара в соответствии с сопроводительным документом.
    • Количество товара и единица измерения в соответствии с сопроводительным документом.
    • Количество товара и единица измерения в соответствии с сопроводительным документом в единицах измерения, установленных перечнем.
    • Регистрационный номер декларации на товары.
    • Порядковый номер товара в соответствии с декларацией на товары.

    Создание системы прослеживаемости товаров преследует следующие цели:

    • Формирование комфортной среды для законопослушного бизнеса.
    • Повышение эффективности таможенного и налогового администрирования.
    • Пресечение оборота контрафактной продукции на рынке.
    • Пресечение «серых схем».
    • Обеспечение полноты взимания таможенных и налоговых платежей.

    В конце мероприятия Леонид Аркадьевич Лозбенко подвел итоги встречи. Констатировал, что за последние два года ФТС России сделала огромный рывок вперед. Конференция показала, что таможенная служба всегда готова к открытому диалогу с бизнесом. Еще раз подчеркнул, что на текущий момент ЕЭК проделывает огромную работу по разработке порядка 300 нормативных правовых актов, которые призваны решить вопросы, неурегулированные в новом Таможенном кодексе. Не меньше документов различного уровня, начиная от Постановлений Правительства Российской Федерации до внутриведомственных приказов и инструкций, предстоит разработать в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании». Леонид Аркадьевич поблагодарил организаторов за подготовку содержательной программы, всех докладчиков и слушателей за выступления и участие в конференции.

    Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
    © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.