АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Электронная таможня - дальнейшая реализация

25.05.2019
Электронная таможня - дальнейшая реализация

Татьяна Александровна Григорьева, эксперт «Альта-Софт», рассказывает о внедрении электронной таможни и перспективах в таможенном оформлении. Центральными положениями нового Таможенного кодекса, по которому мы начали жить с 01.01.2018 года были обозначены:

  • Приоритет . Основным направлением стало развитие информационных технологий. Возможность письменной формы декларирования пока останется для: транзита, в отношении личного имущества, для транспортных средств международной перевозки (книжки МДП), для международных почтовых отправлений, и при использовании коммерческих документов в качестве таможенной декларации.
  • Непредставление при таможенном декларировании совместно с таможенной декларацией документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. Старое законодательство предусматривало необходимость предоставления пакета документов, на основании которых составлена декларация. Новый Таможенный кодекс прямо установил обратное (п. 7 ст.109 ТК ЕАЭС).
  • Использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций (ст. 80). Эта тема все ещё активно обсуждается, но пока никак не реализовывается.
  • Использование предварительной информации, поданной в виде электронного документа, при совершении таможенных операций при прибытии, временном хранении и таможенном декларировании. Правда, это и сейчас уже работает, но не на всех видах транспорта.
  • Осуществление взаимодействия декларанта и иных заинтересованных лиц с таможенным органом в электронном виде. При этом, по всему Кодексу такое взаимодействие предусмотрено и в письменном и электронном виде.
  • Совершение отдельных таможенных операций автоматически, посредством работы информационных систем. Т.е. таможенные операции совершаются информационной системой, без участия должностных лиц. И это уже работает
  • Заканчивается первый год жизни по новому Кодексу. Особого прорыва, пожалуй, не получилось. При этом, надо заметить, что по некоторым моментам стало действительно лучше: например, введение ЕЛС значительно ускорило зачисление денежных средств на счет таможенного органа, упростило уплату таможенных платежей, контроль за расходованием и движением средств, появилась возможность внесения денег по единому коду (10000010), в ближайшем будущем возврат обеспечения, и излишне уплаченных, излишне взысканных платежей будет также осуществляться без лишней волокиты. ФТС обещает, что переход к использованию ЕЛС всеми участниками ВЭД закончится до конца текущего года.

    Набирает обороты автоматическая система регистрации и выпуска товаров: за 2018 год доля автоматически регистрируемых деклараций увеличилась в 1,7 раза, а доля автоматически выпускаемых деклараций в 1,3 раза по сравнению с 2018 годом (правда, что касается выпуска, то речь идет об участниках ВЭД низкого уровня риска). Что же касается электронного декларирования, как вы помните, в России поэтапно создается единая сеть электронных таможен, которая будет насчитывать 16 мест декларирования: 8 региональных, 7 специализированных - две из них отличаются видами оформляемых товаров (Центральная энергетическая таможня и Центральная акцизная таможня), и 1 электронная авиационная таможня (московский узел). Часть из этих таможен уже работает: в Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском таможенных управлениях, в Калининградской, Московской областных таможнях, во Владивостокской и Новороссийской таможнях. Все остальные таможни, после создания 16 ЦЭДов будут преобразованы в таможни фактического контроля. Между таможнями будут распределены полномочия: за электронными таможнями закрепят оформление таких процедур, как экспорт, импорт и свободная таможенная зона. Таможни фактического контроля будут заниматься вопросами, связанными с фактическим контролем: открытие / закрытие процедуры транзита, проверка документов, осмотр / досмотр товаров и транспортных средств, оформление других процедур и т.д. ФТС обещает, что к концу 2020 года в автоматическом режиме будет регистрироваться 99% всех деклараций и не менее 64% деклараций выпускаться в автоматическом режиме. Но таможня говорит, что от участников ВЭД здесь тоже много чего зависит: относится или нет компания к низкому уровню риска, насколько правильно заполнена декларация на товары, все ли документы, подтверждающие сведения в ДТ есть в наличии, и правильно ли они формализованы, каждая мелочь может сыграть против автовыпуска. Давайте посмотрим, что же изменилось что ещё будет меняться.

    Начнем, пожалуй, с регистрации ДТ: срок регистрации (отказа в регистрации ДТ) сокращен до 1 часа. И это работает. Пополнился список оснований для отказа в регистрации:

    • Несоблюдение формы таможенного декларирования.
    • Товары (за исключением ПТД и ПДТ, а также перемещаемые трубопроводом и ЛЭП), не находятся на территории государства, таможенному органу которого подается ДТ.
    • В отношении товаров не соблюдены особенности (при их наличии) таможенного декларирования, которые устанавливаются на национальном уровне.

    На выпуск товаров теперь дается 4 часа. Но если у вас запросили документы из перечня в гр. 44, назначен таможенный досмотр, или, например вы сами обратились в таможенный орган с внесением изменений или дополнений сведений, заявленных в ДТ, либо не выполнили вовремя требование таможенного органа о внесении (дополнении) сведений, заявленных в ДТ (причем в первые 4 часа с момента получения такого требования), то срок выпуска продлевается на 1 рабочий день. Дальше больше, срок выпуска по определенным основаниям может быть продлен до 10 дней и более. Как будет осуществляться диспетчеризация деклараций на товары? На Международном таможенном форуме первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов, наглядно продемонстрировал, по каким критериям и параметрам декларации будут распределяться по ЦЭДам: На первом этапе ДТ будет проверена на наличие в ней энергетических и акцизных товаров, они подпадают под компетенции энергетической и акцизной таможен и такие декларации автоматически будут уходить в эти таможенные органы.

    Следующий этап проверки будет проходить по видам транспорта (определение мест декларирования, например, морской и воздушный транспорт - декларирование на границе). Далее по месту налогового учета декларанта. Т.е., если декларант на учете в налоговом органе Московского региона, то его декларация будет отправляться на обработку в Центр электронного декларирования, который обслуживает Московский регион. Будут, конечно, учитываться и место нахождения товара, и нештатные ситуации, но в целом предполагается именно такая схема. Бизнес уже несколько раз обращался к таможенным органам с запросом по расширению возможности электронного декларирования, например, при помещении товаров под процедуры переработки (пока это будет осуществляться в таможнях фактического контроля). Руководство ФТС обещает в будущем проанализировать востребованность этих процедур и возможность их перевода в формат электронных таможен. Что касается пожеланий бизнеса и его ожиданий от электронного декларирования, которые были озвучены в ходе Международного таможенного форума 2018:

    • Исключение необходимости контактов между участниками ВЭД и должностными лицами, т.е. взаимодействие исключительно в электронном виде. С этим, конечно, придется ещё поработать, т.к. далеко ещё не все сервисы переведены в электронный формат.
    • Оформление в ЦЭД любой процедуры, как уже было сказано, пока в ЦЭДах будут оформляться только три процедуры.
    • Смещение акцента на контроль после выпуска.
    • Авторегистрация и автовыпуск.
    • Унификация требований различных таможенных органов при таможенном оформлении однотипных товаров.

    По мнению бизнеса-сообщества, реализация этих ожиданий позволит в дальнейшем сократить издержки, связанные с таможенным оформлением и снизить влияние человеческого фактора на принимаемые решения.

    Зачастую наше мышление оказывается не готовым оценить преимущества перспективных технологий, но как показывает практика - научно-технический процесс способствует улучшению качества жизни людей. Так технологии, внедряемые ФТС России, в ближайшем будущем позволят оптимизировать, и сделать более прозрачными процессы, связанные с таможенным оформлением товаров.

    Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
    © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.