АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Итоги Евразийского межправительственного совета 2 февраля

25.05.2019
Итоги Евразийского межправительственного совета 2 февраля

Внедрение систем маркировки в рамках Евразийского экономического союза и формирование механизмов реализации согласованной цифровой политики Союза стали основными темами первого в 2018 году заседания Евразийского межправительственного совета, которое прошло в Алматы (Республика Казахстан) 2 февраля. Главам правительств государств-членов ЕАЭС были представлены доклады о макроэкономической ситуации в странах Союза и состоянии взаимной торговли, а также прогнозы развития агропромышленного комплекса государств-членов. В заседании Межправительственного совета приняли участие Премьер-министр Республики Армения Карен Карапетян, Премьер-министр Республики Беларусь Андрей Кобяков, Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев, Премьер-министр Кыргызской Республики Сапар Исаков, Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев и Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян. Открывая заседание, Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев отметил, что рост экономик государств ЕАЭС свидетельствует о потенциале Союза и его важности для стран ЕАЭС. «Мы приняли ряд важных документов, которые связаны с текущим и дальнейшим развитием Союза, - подчеркнул Бакытжан Сагинтаев. - Доказательством тому служит вступление в силу с 1 января этого года нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Тем самым созданы условия по ускоренному прохождению таможенных процедур. Полагаю, что и этот год станет якорным для реализации актуальных вопросов и новых инициатив, связанных с функционированием нашего интеграционного объединения».

Оценивая итоги года, глава правительства Казахстана заявил, что, несмотря на общемировую экономическую нестабильность, республике удалось сохранить положительную динамику увеличения товарооборота в рамках ЕАЭС, который вырос на 31% по сравнению с прошлым годом. Премьер-министр Республики Армения Карен Карапетян обратил особое внимание на необходимость сконцентрироваться на тех направлениях деятельности, совместное продвижение по которым будет идти в русле обеспечения устойчивого экономического развития. «Важно держать в центре внимания работу по устранению ещё имеющихся на общем рынке барьеров, обеспечить необходимые предпосылки для ведения бизнеса в условиях единых правил здоровой конкуренции и эффективного использования логистических и транспортно-коммуникационных возможностей», - уверен глава правительства Армении. Премьер-министр Республики Беларусь Андрей Кобяков подчеркнул, что «существует необходимость внутренней «донастройки» ЕАЭС, обеспечения всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами-членами союзных норм и взятых на себя обязательств». Кроме того, Андрей Кобяков отметил важность учета национальных интересов, а также оптимального баланса между интересами хозяйствующих субъектов и государств-членов при принятии решений о введении маркировки тех или иных конкретных товаров.

Премьер-министр Кыргызской Республики Сапар Исаков сделал акцент на огромном потенциале Союза и возможности экономического роста стран евразийской «пятерки». По его мнению, важно стимулировать кооперационные процессы в промышленности, содействовать созданию совместных предприятий, развивать здоровую конкурентную среду и способствовать улучшению делового климата. В свою очередь, Председатель Евразийского межправительственного совета ЕАЭС, Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев обратил особое внимание на те направления дальнейшей работы, которым российская сторона будет уделять особое внимание в 2018 году в рамках председательства в органах Союза. «Важно выполнить работу по стратегическим задачам, стоящим перед Союзом. Для этого предстоит заняться устранением барьеров и ограничений, остающихся на нашем рынке, - сказал глава российского правительства. - Целенаправленно и последовательно развивать внутренний контур интеграции, формировать единые рынки товаров и услуг, проводить согласованную политику в промышленности и сельском хозяйстве, выстраивать политику импортозамещения, чтобы в конечном счёте выйти на взаимовыгодные совместные проекты и перейти к созданию высокотехнологичной продукции».

Дмитрий Медведев предложил дополнить работу новыми инициативами: «Необходимы собственные цифровые платформы и собственная инфраструктура, при том что мы должны действовать совместно, используя единые стандарты. Речь идёт о той же прослеживаемости, развитии электронной коммерции, переходе на единые стандарты, внедрении IT-технологий в транспорте, промышленности и таможенном деле. Нужно консолидировать наши национальные предложения». В ходе дискуссии о механизмах совместной реализации цифровой повестки ЕАЭС главы правительств в продолжение разговора, начатого на пленарной сессии форума «Цифровая повестка дня в эпоху глобализации», согласились, что одним из важнейших условий для достижения успеха является согласованная политика стран Союза. Необходимо формировать унифицированное законодательство в цифровой сфере, развивать интеграционные платформы и усиливать их роль в экономике ЕАЭС, создавать стимулы для цифровых преобразований, в том числе через совершенствование технических регламентов и системы стандартизации. Серьезным шагом вперед станет создание единой площадки для накопления базы знаний о происходящих процессах цифровой трансформации и их анализа.

Премьер-министры поручили ЕЭК совместно с правительствами стран Союза проработать представленные Комиссией механизмы реализации согласованной политики при цифровой трансформации экономик государств-членов. Члены Межправсовета подписали Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Документ ориентирован на создание единой в рамках Союза системы маркировки товаров с использованием средств идентификации, информация о которых будет вноситься в единый реестр. Формирование и ведение реестра закреплено за Комиссией. Реализация соглашения позволит применять принцип прослеживаемости для обеспечения равных условий конкуренции, повысить качество товаров и обеспечить безопасность потребителей, вести эффективную борьбу с серым рынком и контрафактными товарами. Его реализация будет способствовать росту прозрачности товарных потоков на территории ЕАЭС и собираемости налогов. Важным итогом внедрения системы и применения современных методов идентификации станет оцифровка товарных потоков и модернизация транспортно-логистической инфраструктуры в странах Союза.

Принято распоряжение о разработке проекта Порядка взаимодействия между органами национальных правительств, отвечающими за назначение и выплату пенсий трудящимся, и Комиссией. Планируется, что такое взаимодействие будет осуществляться с помощью интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза. Главы правительств стран Союза подчеркнули значение Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС для дальнейшего развития интеграционных процессов и повышения трудовой мобильности. Предполагается, что проект договора будет разработан до конца 2018 года. Главы правительств обсудили выводы докладов о макроэкономической ситуации в странах Союза и состоянии взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС. Отмечено, что положительная динамика наблюдается практически по всем основным экономическим показателям. Таким образом, можно говорить о том, что экономики стран Союза перешли в фазу восстановления. Вместе с тем скорость этого процесса различается ввиду различных масштабов поддержки внутреннего спроса и возможностей для реализации стимулирующих мер фискальной политики.

Итоги Евразийского межправительственного совета 2 февраля

В результате деятельности Союза, объемы взаимной торговли между странами-участницами интеграционного объединения в январе-сентябре 2018 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 26,9% и достигли 38,9 млрд долларов США. Существенный рост показателей отмечен во всех странах Союза. Дальнейшее качественное развитие единых рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках евразийского интеграционного объединения будет способствовать увеличению объемов и диверсификации товарной структуры взаимной торговли ЕАЭС. Члены Межправсовета одобрили прогнозы развития агропромышленного комплекса стран Союза, а также балансы спроса и предложения по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковому волокну и шерсти на 2018-2018 годы. Ожидается, что в 2018 году посевные площади в ЕАЭС вырастут до 110,6 млн га, что на 2,5% больше, чем в 2018 году. При этом площади для выращивания зерновых и зернобобовых культур увеличатся на 778,7 тыс. га, а овощей - на 71,6 тыс. га. Кроме того, прогнозируется рост поголовья в животноводстве и птицеводстве. Рост количественных и качественных показателей в агропромышленном комплексе позволит нарастить экспорт сельхозпродукции в третьи страны до 24,2 млрд долл. США. Одновременно прогнозируется сокращение импорта на 10% до 26,0 млрд долл. США.

Утверждено Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере. Документ определяет базовые принципы финансирования евразийских технологических платформ и регламентирует процедуру реализации межгосударственных программ и проектов. Сегодня в рамках 12 уже действующих евразийских технологических платформ разработано порядка 140 проектов. Некоторые из них могут быть реализованы уже в ближайшее время. Предусмотрен гибкий механизм финансирования, позволяющий использовать различные источники заимствований, а также стимулировать привлечение внебюджетных средств, в том числе от частных и институциональных инвесторов. Очередное заседание Евразийского межправительственного совета состоится в апреле этого года в Российской Федерации.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.