АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Творческий сектор национального экспорта24.05.2019
Структурные изменения в мировой экономике не могут не затрагивать Россию, в силу этого одним из факторов будущего экономического роста в России будет развитие креативных индустрий. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) сессия, посвященная экспортному потенциалу творческих секторов, была одной из центральных. Поскольку глобализованные изначально креативные индустрии в российской экономике дефрагментированы, Российский экспортный центр (РЭЦ) может стать единой площадкой для их интеграции и экспорт может дать им значительный стимул к развитию, а стране - в том числе национальные образы, которые представляют её в культуре других стран мира. Открывая на ПМЭФ сессию «Экспортный потенциал креативных индустрий России», генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнев предупредил её участников, что речь в том числе идет об одной из центральных проблем структурных перемен в России, а не столько о проблемах развития отдельных её секторов. «Очень важно понимать роль интеллекта в будущей экономике, которая будет предполагать максимальную автоматизацию и освобождение все большего количества людей от рутины и переход на более творческие работы. В этом смысле именно креативные индустрии станут драйвером. Появляется такой термин, как «экономика эмоций» - когда значительная доля продуктов будет нацелена на эмоциональную сферу человека, и не только в плане потребления, но и в плане развития и самореализации»,- заявил глава РЭЦ. По данным исследований, представленных на сессии, капитализация творческих индустрий сегодня в мире составляет почти $2,3 трлн, и в рамках их развития создано свыше 30 млн рабочих мест. Это не только тренд для развитых стран - развивающиеся рынки также достаточно активно эксплуатируют эту тенденцию, многие в целом рассматривают креативные индустрии как неотъемлемую часть новой цифровой экономики. РЭЦ активно работает с представителями креативных индустрий. Кампания по поддержке и продвижению индустрии производства аудиовизуального контента, включая анимационные, телевизионные и киностудии, начата группой в 2018 году. Организовано участие в международных выставках Brand licensing Europe (Лондон), Mipjunior (Канн), Mipcom (Канн) в формате комплексных российских стендов. В ходе деловой миссии в Китай осенью 2018 года проведена Russian Cartoon Week - неделя российской анимации в КНР. При поддержке РЭЦ состоялись презентации новых российских арт-проектов: премьера «Первого канала» и продюсерского центра «Среда» сериала «Троцкий», анимационный сериал «Герои Энвела» от компании «0+ Медиа», поддержку получают лидеры национального проката фильмы «Лед» компании «Арт Пикчерс», «Тренер» компании «Централ Партнершип», трилогия «Гоголь» от кинокомпании «Среда» и канала ТВ-3. Совершенно новые российские проекты «Мой домовой» и «Детский мир» группы компаний «Рики», хоррор «Русалка. Озеро мертвых» (ЦПШ), фильмы «Проект Gemini» и фэнтези «Эбигейл» от компании «Киноданц» - также часть портфеля поддержки РЭЦ креативных индустрий. В целом российский контент достаточно хорошо воспринимается на совершенно различных медиарынках. Так, например, эта продукция оказалась востребована на китайском рынке. В 2018 году компания «Цифровое телевидение» (совместное предприятие ВГТРК и «Ростелеком») и китайская Alibaba Group закрыли сделку по продаже в Китай прав на десять популярных мультипликационных сериалов из России - это проекты анимационной студии «Паровоз». Адаптированная для международных продаж, в Китае эта продукция распространяется через крупнейший в стране онлайн-кинотеатр YOUKU (более 500 млн посетителей в месяц). В традиционном прокате Китая востребованы российские ленты: абсолютным рекордсменом пока остается «Сталинград» ($11,82 млн), фэнтези «Он - дракон» стало настоящим хитом в китайском прокате ($7 млн), «Экипаж» в 2018 году собрал $4,6 млн, «Салют-7», вышедший 12 января в широкий прокат в Китае, за десять дней собрал более $2,5 млн. Однако не меньший успех российское кино имеет, например, в Великобритании. С 18 января в британском прокате демонстрировался фильм Федора Бондарчука «Притяжение». В формате IMAX 3D лента показывалась более чем в 30 кинотеатрах в Лондоне, Кардиффе, Ноттингеме, Эдинбурге, Ливерпуле. Для Великобритании это беспрецедентный случай, отмечают в РЭЦ: никогда до этого фильм на иностранном языке не выходил на таком большом количестве экранов IMAX. Наконец, очень большой интерес вызвал российский стенд, организованный РЭЦ на 71-м Каннском кинофестивале Marche du Film. На стенде работали 44 проекта ведущих кинокомпаний и анимационных фильмов. Одним из хитов выставки стала представленная компанией Wizart четвертая часть своей франшизы «Снежная Королева: Зазеркалье» - в свое время вторая часть фильма стала самым успешным российским проектом в Китае, собрав в прокате $4,8 млн, третья часть франшизы вышла в Китае в апреле 2018 года и превысила общие сборы второй части в 2018 году уже за первый уикенд. Киностудия «Союзмультфильм» в Канне представила полнометражные фильмы «Гофманида» (уникальный проект в жанре кукольной анимации по эскизам в том числе Михаила Шемякина) и «Суворов». География продаж в Канне для российской медиапродукции - США, Австралия, Китай, Южная Корея и Япония. Кино и мультипликация в России действительно на подъеме. По данным исследования Фонда кино, с 2018 года количество российских картин, вышедших в прокат на территориях иностранных государств, увеличилось на 44% (с 43 до 62 фильмов), а совокупные кассовые сборы отечественных фильмов на зарубежных рынках выросли в четыре раза (с $11 млн до $44 млн). Совокупный объем продаж российского киноконтента на иностранные рынки в 2018 году, по этим данным, составил около 1,2 млрд руб. При этом российские лидеры экспортных продаж в киноиндустрии (Planet Inform film distribution и Central Partnership Sales House) вообще прогнозируют увеличение экспортных сделок на 25-50% к 2019 году при условии продолжения поддержки отрасли. Мало того, на подъеме и потенциально даже более интересный сегмент рынка - российская индустрия создания цифрового контента: это не только мультипликационные фильмы и сериалы, но и IT-приложения, VR/AAR-технологии, разработка компьютерных игр - все это весьма востребованный на внешних рынках продукт. Но креативным индустриям даже в узком понимании требуются достаточно специфические инструменты поддержки: если в «обычных» секторах РЭЦ имеет возможность работать со стандартными инструментами, то для разработки цифрового контента необходимость плотной работы с компаниями этой отрасли для центра неизбежность: экспортировать медиапродукцию по той же схеме, что и металлопрокат, невозможно. Кроме того, на сессии ПМЭФ ведущие эксперты и участники рынка обсудили роль креативных индустрий как инструмента «мягкой силы» - это достаточно тонкий момент, но вполне уместно вписывающийся в национальные задачи. Тем не менее основной целью сессии был поиск возможных вариантов стратегий для увеличения роли России в мировом инвестиционном сообществе за счет экспорта «креативной экономики». По словам Андрея Слепнева, важная часть работы по развитию креативных индустрий России - это формирование национальных образов. «Те образы, которые создает сегодня наша анимационная и киноиндустрия, могут сформировать прочный базис для создания нового положительного образа России, которая предлагает не только энергоресурсы, но и что-то доброе и полезное как для детей, так и взрослых»,- отметил глава РЭЦ. Модератором сессии выступила Екатерина Черкес-Заде, руководитель Университета креативных индустрий Universal University, спикерами сессии - директор «Мультимедиа Арт Музея» (МАММ) Ольга Свиблова, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева, президент Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский и другие. Один из выводов сессии сформулировала Юлиана Слащева. «Сегодня нужна платформа, которая объединит все креативные индустрии, потому что мы все между собой тесно связаны. И я надеюсь, что этой платформой может стать РЭЦ, может быть, совместно с кем-то ещё из государственных организаций. Тогда мы сможем системно продвигать нашу продукцию на международные рынки»,- подчеркнула она. Отметим, платформенная интеграция необходима не только для медиаэкспорта из России. Так, на сессии достаточно активно обсуждались перспективы экспорта и вовлеченность в него, например, российских дизайнеров. В перспективе от российского дизайна существенно зависят возможности российского экспорта одежды, ряда другой продукции, а в будущем роль этих «креативных составляющих» обычной индустрии будет расти практически во всех новых секторах экспорта.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |