АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Товары с потенциалом

24.05.2019
Товары с потенциалом

Что и куда экспортируют регионы Дальнего Востока. Рост объема экспорта с Дальнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и создание новых производств, ориентированных на эту крупнейшую часть мирового рынка, было признано правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока одним из главных направлений развития этого региона. Сегодня объем экспорта из ДФО и Байкальского региона растет - за 9 месяцев 2018 года он увеличился в стоимостном выражении на 18,2% и 10,1% соответственно, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Вместе с тем, этот рост в основном экстенсивен. Где кроется потенциал для увеличения экспорта и какие факторы могут помочь привлечь больше иностранных инвестиций, выясняло EastRussia. РОСТ СТОИМОСТИ ЭКСПОРТА. За 9 месяцев 2018 года из ДФО было вывезено продукции на сумму $16,2 млрд, что на 18,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Сырьевой экспорт по стоимости превышал объем несырьевого экспорта почти втрое, при этом темпы роста несырьевого экспорта в 2018 году были несколько выше сырьевого - 22 и 16% соответственно.

Динамика сырьевого и несырьевого экспорта ДФО, 2018-2018 гг.($млн). Источник: Дальневосточное таможенное управление. Из Байкальского региона за указанный период было экспортировано продукции на сумму $5,14 млрд, что на 10% больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. При этом, в отличие от ДФО, стоимость несырьевого экспорта была в полтора раза выше сырьевого, однако, если сырьевой экспорт вырос существенно (на 22,5%), то несырьевой снизился на 2% Динамика сырьевого и несырьевого экспорта Байкальского региона, 2018-2018 гг.($млн). Источник: Российский экспортный центр (РЭЦ). Наибольшие объемы экспорта были характерны для Сахалинской, Иркутской областей, Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев. Эти же регионы в течение рассматриваемого периода продемонстрировали положительную динамику экспорта. Сокращение экспорта в стоимостном выражении произошло в Амурской и Магаданской областях - на 20,6 и 3,9% соответственно. Экспорт субъектов ДФО и Байкальского региона за 9 мес. 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Источник: РЭЦ и Дальневосточное таможенное управление. В большинстве регионов рост стоимости экспорта происходил параллельно с ростом физических объемов вывоза товаров, однако эта динамика совпадала не полностью. К примеру, стоимость экспорта Иркутской области в январе-сентябре 2018 года по сравнению с январем-сентябрем 2018 года выросла на 11,3%, тогда как физический объем поставок экспортных товаров увеличился лишь на 2,3%. Такая ситуация была обусловлена увеличением объемов экспорта сырой нефти, изделий из алюминия и других товаров, мировые цены на которые росли на протяжении 2018 года.

НЕ ТОЛЬКО В КИТАЙ. Несмотря на бытующее мнение о преимущественном вывозе товаров с Дальнего Востока в Китай, экспорт региона гораздо более диверсифицирован. Так, более 30% товаров из ДФО в течение 9 месяцев 2018 года было вывезено в Республику Корею, по 25,5% - в Японию и Китай. Вне АТР наиболее значимыми торговыми партнерами ДФО были Бельгия и Израиль. В товарной структуре экспорта Байкальского региона преобладание Китая более заметно. Так, в эту страну было вывезено более 60% товаров Забайкальского края, 55% - Иркутской области и 32% Республики Бурятия. При этом можно заметить, что список стран-импортеров отдельных регионов был весьма обширен с тенденцией дальнейшего расширения. К примеру, Иркутская область в 2018 году вывозила товары в 83 страны мира, а в 2018 году - уже в 91 страну. Структура экспорта ДФО по странам за 9 мес. 2018 г.(%). Источник: Дальневосточное таможенное управление. Основными статьями экспорта из ДФО в Республику Корея выступают нефть и нефтепродукты сырая (58,6%), рыба мороженая (9,8%); нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (9,0%). В Японию экспортируются нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды (46,6%); нефть и нефтепродукты (35,0%); уголь каменный и твердое топливо из него (5,0%).

В Китай из регионов ДФО отправляются мороженая рыба (21,3%); уголь каменный и твердое топливо из него (14,8%); лесоматериалы необработанные (12,6%). Также в Китай экспортируются электроэнергия (из Амурской области), руды и концентраты черных и цветных металлов (из Камчатского края, Республики Саха (Якутия)). Главными товарными позициями экспорта из ДФО в Индию служат уголь каменный и твердое топливо из него, в Тайвань - также уголь, и нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды. ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЬ. Безусловно, рост экспорта из ДФО и Байкальского региона в дальнейшем будет происходить за счет увеличения объемов вывоза угля и других сырьевых товаров. Расширение экспорта сырья станет возможным в том числе благодаря реализации крупных сырьевых проектов в ДФО и Байкальском регионе. Например, мощность завода по производству сжиженного природного газа «Сахалин-2» к 2025 году планируется увеличить в полтора раза - до 15 млн тонн в год, что позволит направить дополнительные объемы природного газа в страны АТР. Также в условиях реструктуризации угольной промышленности Китая и снижения добычи угля, эта страна наращивает импорт, что открывает перед предприятиями Дальнего Востока новые экспортные возможности. Весьма показателен в этом плане контракт между ГК «Мечел» и китайским гигантом Jidong Cement на поставку от 2 до 3 млн тонн энергетического угля с Эльгинского месторождения в Республике Саха (Якутия), подписанный в конце 2018 года. Ранее уголь с этого месторождения считался пригодным лишь для внутреннего рынка России, где его реализация к тому же была сопряжена с предоставлением дисконтов покупателям. Рост спроса на уголь со стороны Китая и рост мировых цен позволил переоценить ресурсы одного из крупнейших угольных проектов России, и превратить проект в экспортный.

Что касается сегмента несырьевого неэнергетического экспорта, то здесь основной внешнеторговый потенциал Дальнего Востока составляет рыбная продукция и морепродукты, которые традиционно являются экспортными товарами региона. При этом, считают эксперты пресс-службы Российского экспортного центра (РЭЦ), наибольшие перспективы сосредоточены в сегменте переработки данной продукции, поскольку они обеспечивают получение более высокой добавленной стоимости дальневосточными компаниями. Значителен потенциал в деревообрабатывающей и сельскохозяйственной отраслях - прежде всего, в выращивании сои и производстве продуктов из нее (масло, шрот и проч.), поскольку в странах АТР наблюдается значительный дефицит соевой продукции. В Байкальском регионе наиболее перспективным направлением для экспорта специалисты РЭЦ считают реализацию товаров из древесины, например, пиломатериалов, целлюлозы. «На территории Иркутской области активно развивается производство пеллет, которые востребованы и в Европе, и в Азии. Также увеличение экспорта из Иркутской области возможно за счет алюминиевой продукции, удобрений, минеральной воды, сельхозпродукции и фармацевтической продукции», - считают в пресс-службе РЭЦ.

В Республике Бурятия и Иркутской области рост поставок возможен за счет авиастроения (Улан-Удэнский вертолетный завод и Корпорация «Иркут») и за счет расширения внешнего рынка для дикорастущей продукции. Забайкальский край сможет увеличить экспорт, акцентируясь на переработке угля в продукцию с высокой добавленной стоимостью, после строительства углехимического завода. Кроме того, эксперты обращают внимание на то, что во всем регионе сохраняется положительная динамика по экспорту услуг в области туризма, приобретающего в странах Азии все более широкую популярность. Еще одним направлением для развития внешнеэкономической деятельности ДФО и Байкальского региона является привлечение иностранных инвестиций. Для этого уже созданы благоприятные (льготные) условия - режим территорий опережающего развития (ТОР) и реализация режима Свободного порта Владивосток. Традиционными партнерами в области иностранных инвестиций ДФО и Байкальского региона выступают Китай, Республика Корея и Япония. Важной задачей является привлечение инвестиций в создание экспортно ориентированных проектов, развитие которых поддерживает РЭЦ, таких как запуск нового экспортного железнодорожного маршрута в Китай и другие.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.