АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Как Alibaba развивает логистику в России

23.05.2019
Как Alibaba развивает логистику в России

Доставку посылок из Китая ещё несколько месяцев покупатели из России дожидались не один месяц. Сейчас сроки уже сокращены до одной-двух недель, а в перспективе крупнейший магазин электронной торговли Aliexpress планирует уменьшить время ожидания до 72 часов. Благодаря каким технологиям это стало возможно, выяснила «Лента.ру». Китайский партнер. Партнерство китайского интернет-ретейлера Aliexpress и «Почты России» могло существенно активизировать работу российской компании по строительству собственной логистической сети. 3 октября группа ВТБ и «Почта России» создали совместное предприятие «Национальные Логистические Технологии», которое в ближайшее время начнет строительство 38 логистических центров, а до этого Почта запустила новый маршрут из Владивостока в западные регионы России, который в основном сосредоточится на улучшении условий доставки посылок из Китая. Они должны обеспечить охват быстрой доставкой более 80 процентов населения страны. «Для 34 городов мы обеспечим в ближайшие два года доставку заказов, если заказ будет сделан до 12 часов дня - в этот же день. После 12 часов дня - доставка на следующий день», - заявил недавно гендиректор компании Николай Подгузов.

Размер инвестиций каждого участника проекта составит 10,19 миллиарда рублей в течение трех лет. Инфраструктура создается для обслуживания потребностей как российских, так и зарубежных участников рынка дистанционной торговли. Но в первую очередь этот проект будет интересен Aliexpress, входящему в холдинг Alibaba Group. Китайская компания на протяжении нескольких лет является основным партнером «Почты России» и за последние пару лет изменила расклад сил на российском рынке e-commerce. По экспертным оценкам, трансграничный трафик в Россию, обеспечиваемый китайской торговой платформой, в несколько раз превосходит объем внутреннего рынка курьерской доставки. Тотальный контроль. Россия стала одним из первых рынков, где китайская компания внедрила обязательный трекинг посылок и полностью интегрировала его с системой национальной почтовой службы. Система построена на базе платформы «Цайняо», которая входит в Alibaba Group и обеспечивает логистические сервисы всем площадкам группы, включая AliExpress в России. Еще в начале прошлого года «Почта России» совместно с Hongkong Post в партнерстве с Cainiao в дополнение к классическим регистрируемым отправлениям внедрили новый продукт SRM (Simplified Registered Mail - простой регистрируемый пакет). Новый вид отправлений запущен с целью замены нерегистрируемых мелких пакетов и сочетает в себе удобство почтового канала и прозрачность экспресс-доставки. Это позволило потребителям отслеживать заказы с торговой площадки Aliexpress: появилась возможность видеть фактическую дату отправки заказа, а также дату прибытия в отделение почты на территории России. Отправитель же получил возможность отслеживать факт получения товара покупателем.

В сентябре 2018 года «Почта России» совместно с Alibaba и китайской логистической компанией Cainiao запустила новый маршрут доставки посылок от продавцов с AliExpress (Aliexpress и Cainiao входят в структуру Alibaba Group). Это позволило в несколько раз сократить сроки доставки заказов на Дальний Восток, Урал и в Сибирь. Если ранее отправления с Aliexpress сортировали в Москве или Екатеринбурге, то теперь посылки из Гонконга стали приходить на кораблях во Владивосток, а оттуда их по железной дороге направляют в сортировочные пункты во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге и Москве. На азиатскую часть России приходится до 40 процентов всех отправлений. Ускорение по-китайски. Китайская компания ещё осенью прошлого года серьезно сократила сроки доставки посылок - с 45 дней до 10-14 дней. Тогда были заключены договоры с «Почтой России» и российской грузовой авиакомпанией AirBridgeCargo. Доставка будет организована на собственных самолетах «Почты России» Ту-204-100С, а количество рейсов из Китая в Россию увеличат перед началом крупных распродаж. Кроме того, китайская компания начала самостоятельно собирать посылки, тогда как раньше этим занимались непосредственно продавцы. Доставку товаров поручили Cainiao.

Освоил AliExpress и ещё несколько технологий. Во-первых, забирать товары теперь можно в специальных пунктах выдачи PickPoint, салонах «Ростелекома» и Tele2, которые существуют не только в городах-миллионниках, но и в небольших населенных пунктах. Во-вторых, компания заключила соглашения с Qiwi и PostExpress, и теперь клиентам китайской компании стали доступны их постаматы - автоматизированные ячейки, из которых можно забрать покупку. В качестве логистического партнера проекта выступила компания DPD, оказывающая услуги международной экспресс-доставки. Этот проект стартовал в июне этого года и охватил сто городов России. Благодаря этому нововведению посылки будут доставляться покупателям в течение 8-15 дней, то есть примерно в два раза быстрее обычного. В-третьих, AliExpress запустила сверхскоростную доставку в России. Торговая площадка Tmall, представляющая собой локальный маркетплейс Aliexpress, на котором реализуется продукция только российских поставщиков, с 19 июля начала бесплатную доставку «день в день» для покупателей, живущих в Москве. Покупатель получит товар в день заказа, если оформит покупку до 11:00. Такое новшество стирает грань между зарубежным интернет-магазином и российским.

Вслед за столицей сервис появится в других крупных городах. На первом этапе услуга доставки «день в день» будет распространяться на электронику и бытовую технику, позднее - на весь ассортимент Tmall, который сейчас уже насчитывает более 30 тысяч товарных позиций. Идет навстречу Aliexpress и «Почта России». В начале апреля были изменены Правила оказания услуг почтовой связи. Приказ Минкомсвязи РФ утвердил документ, по которому срок хранения посылок в отделениях почтовой связи сокращен до 15 дней. Однако международные посылки, в том числе заказы с Aliexpress, будут храниться, как и раньше, 30 календарных дней. Интернет-ретейлер Aliexpress и маркетплейс Tmall работают не только над сокращением сроков доставки товаров, но и над снижением цен на товары. Например, благодаря опции «совместная покупка» клиент может сэкономить до 50 процентов от стоимости заказа. Главное условие, при котором предоставляется дополнительный дисконт, - покупатель в течение суток должен найти ещё одного желающего приобрести тот же самый товар. Чтобы получить групповую скидку, при оформлении заказа необходимо его сначала оплатить, а затем поделиться ссылкой с друзьями и знакомыми по электронной почте или через мессенджер. Если приглашенный клиент не совершит покупку в течение 24 часов, организатор сделки получит деньги обратно, а его заказ по специальной цене будет отменен.

Очень выгодно делать покупки во время тематических и сезонных скидок. Это специальные акции по случаю Хеллоуина, Нового года, в том числе китайского, Дня Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта и других крупных праздников. Сезонные распродажи - это Всемирный день шопинга 11 ноября, «черная пятница» и «киберпонедельник». Цены могут быть снижены на 50-90 процентов. Миллиарды в логистику. Компания, основанная в 1999 году Джеком Ма, к 2020 году планирует достичь объема продаж в 6 триллионов юаней (примерно 870 миллиардов долларов). Сегодня на всех площадках компании Alibaba представлены 10 миллионов мелких и средних производителей, зарегистрированы 2 миллиарда покупателей. По данным Mediascope, в мае 2018 года AliExpress занимал 11-ю позицию в списке самых популярных интернет-ресурсов в России с десктопной аудиторией 18,6 миллиона человек. В мае этого года основатель Alibaba Джек Ма объявил о создании интеллектуальной глобальной логистической сети. На первом этапе для строительства хабов отобраны пять крупных городов: Ханчжоу (Китай), Куала-Лумпур (Малайзия), Дубай (ОАЭ), Льеж (Бельгия) и Москва (Россия). «Эта сеть станет не столько национальной, сколько глобальной», - прокомментировал основатель Alibaba Group.

Программа направлена на сокращение сроков доставки интернет-покупок по Китаю до 24 часов, по всему миру - до 72 часов. Кстати, за последние пять лет сроки доставки трансграничных отправлений в некоторые страны удалось сократить с 70 дней до 10 дней. Инвестиции в проект оцениваются в 15,6 миллиарда долларов. «На сегодняшний день индустрия может обрабатывать ежедневно 100 миллионов упаковок. Но в недалеком будущем потребуется перевозить за день до 1 миллиарда заказов по всему миру. И мы должны подготовиться к такому объему», - подчеркнул Джек Ма. По его словам, Alibaba Group считает Россию одним из приоритетных регионов для развития своего бизнеса.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.