АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Импорт и экспорт в Казахстане будет осуществляться по новым правилам23.05.2019
Что принесет потребителю принятие нового таможенного законодательства. Мы обратились к Геннадию Шестакову, председателю правления казахстанской Ассоциации таможенных брокеров, с просьбой прокомментировать последние нововведения в сфере регламентации экспортно-импортных операций в Казахстане. Борьба между союзным и республиканским. Геннадий Алексеевич, чем была вызвана необходимость создания нового Таможенного кодекса в Казахстане? Начиная с 2009 года, с момента разработки общего Таможенного кодекса Таможенного союза, казахстанский бизнес критиковал предлагавшиеся в нем нормы. Наше законодательство к моменту формирования этого общего для стран союза документа было заметно более развитым и эффективным. Например, в нашем старом кодексе, действовавшем до 2010 года, была достаточно большая имплементация норм Киотской конвенции Всемирной торговой организации, которые упрощают таможенные процедуры. На тот момент Казахстан ратифицировал конвенцию и почти все её приложения. У России ещё этого не было. У нас время таможенных формальностей от поступления товара до выпуска его в экономический оборот составляло не более двух дней. А около 60 процентов проходило таможенное оформление в течение одного дня по процедуре предварительного декларирования. Все было просто и быстро. В нашем, действовавшем до 2010 года, законодательстве, были прописаны все регламенты таможенного оформления. Была, в рамках системы управления рисками для импортеров, введена система трех коридоров: красного, желтого и зеленого. Это, как уже говорили, позволяло таможне и добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) производить таможенное оформление достаточно быстро. А вот в кодексе Таможенного союза все это отсутствовало. Несмотря на замечания и критику нашего бизнеса, Таможенный кодекс ТС приняли без учета нашего прогрессивного опыта, а на его основе в 2010 году появился новый казахстанский, заметно хуже, чем прежний. Эффект сразу все ощутили: в 2010-11 годах время таможенного оформления импортных товаров увеличилось до четырех дней, усложнилась регистрация доставки товаров. И как же наш бизнес справлялся с этим? Ну постепенно как-то привыкли. К тому же появились в нашем национальном законодательстве нормы, которые смягчали нечеткие моменты в законодательстве Таможенного союза, вновь ввели регламенты оформления. В 2012 году нас наконец-то услышали: уже на уровне ТС российской стороне поручили разработать протокол изменений к общему кодексу. Но мы столкнулись с тем, что вновь стали озвучивать неэффективные предложения, и появление протокола нашу практику не улучшало. В результате казахстанская сторона во многом благодаря позиции своего бизнеса затормозила этот процесс. В итоге проблему осознали все стороны и приняли решение о необходимости создания нового кодекса Таможенного союза и, соответственно, национальных кодексов. Общий кодекс был готов к началу 2018 года, почти весь прошлый год его обсуждали в странах - членах ЕАЭС. Сейчас мы имеем новые документы - и общий, и национальный кодексы. Новый кодекс теперь удобен и прогрессивен. Как участники внешнеэкономической деятельности расценивают новый казахстанский кодекс? Он удобен и прогрессивен. В нем прописаны регламенты, ситуации, когда возможности таможни по изменению классификации товаров не приведут к увеличению таможенных платежей, что раньше нередко случалось. Не вдаваясь в подробности, отмечу: у таможни теперь не будет права ретроспективного начисления платежей при изменении классификации импортируемых товаров. Тем самым решен очень болезненный для участников ВЭД вопрос. Вообще, в новом кодексе прописано буквально все: как приходит товар на таможню, как он заявляется, что делают таможенник, перевозчик, декларант. У всех есть ответственность и права, несмотря на то, что статьей первой этого закона определяется, что это властные отношения таможни и лица, реализующего права собственности на его товары. Когда у сотрудника таможни есть необходимость и желание как-то изменить таможенный контроль в отношении некоей партии товара, если отсутствуют требования системы управления рисками, он обязан это документально изложить своему начальнику, и только начальник примет решение. Иначе его желание не является обязательным для участников ВЭД. Восстановлена в кодексе и система коридоров, о которых мы говорили выше. Причем, если раньше были красный, желтый и зеленый, то теперь к ним добавился ещё и синий. Зачем так много цветов? Что они означают, особенно эти две «середины», желтый и синий? Красный коридор означает, что получатель товара или неоднократный нарушитель, или декларируемый им товар явно является товаром прикрытия для неких незадекларированных товаров. Синий коридор работает в том случае, если декларация подана и выпущена в автоматическом режиме, а товар вызывает сомнения. Тогда он сразу направляется на посттаможенный контроль. Желтый - если либо получатель, либо товар находятся в зоне риска для таможенников. То есть получатель мог иметь ранее нарушения таможенных правил, не связанных с доначислениями таможенных платежей, либо товар прикрытия, либо таможенная пошлина по ставке ВТО для Казахстана, либо есть информация налоговой службы о нем как о ненадлежащем налогоплательщике. Все же нужен некий конкретный пример. Если я, например, ввожу в Казахстан охотничьи патроны и декларирую их как таковые, то мне априори светит красный коридор? Не обязательно. Товар может проходить и по зеленому коридору, если вы надлежащим образом ведете свою внешнеэкономическую деятельность. То есть, завозя патроны раньше, при досмотре не выявлялось никаких расхождений между заявленными в документах и фактическими товарами. Если вы вовремя получили на свои товары все разрешения и лицензии и, ввезя эти патроны, своевременно списывали их с этих лицензий. Если у вас нет «в резюме» никаких нарушений по части таможенной и разрешительной систем, то зеленый коридор для вас. Но! В любом случае есть в системе зеленого коридора выборочный контроль. Это когда компьютер выбирает «методом тыка» несколько деклараций из общего потока, которые надо будет проверить. Мы развиваемся с разными скоростями. Зачем вообще, если скоро у нас единое экономическое, в том числе и таможенное пространство, нужны национальные кодексы? Почему бы не ограничиться общим кодексом ЕАЭС? Здесь учитываются разноскоростное экономическое развитие партнеров в ЕАЭС, либерализация отношений во внешнеэкономической деятельности. Есть практика, в частности, того же Евросоюза: там то же самое, единый таможенный регламент (такой термин у них используется), а есть национальные кодексы. Как и различен уровень доверия власти к бизнесу. В случае ЕАЭС общий кодекс определяет направления таможенной политики в целом, но не запрещает на национальном уровне делать важные улучшения в пределах обозначенных величин, таможенного администрирования ВЭД. Например, есть понятие обеспечения уплаты таможенных платежей. Это когда бизнесмен не может сейчас их оплатить, но он может тем или иным способом это гарантировать в будущем. Общий кодекс предусматривает четыре вида таких гарантий, а в казахстанском, единственном среди стран ЕАЭС, предусмотрен и пятый способ - страхование таможенных рисков (что заметно дешевле других видов обеспечения). Есть ли в новом казахстанском кодексе какие-то новации, которые повлияют на малый и средний бизнес или на физических лиц в качестве участников ВЭД? Напрямую нет, здесь все субъекты бизнеса, вне зависимости от масштаба, уравнены. Но введена градация по количеству товара в зависимости от вида транспорта, которым он доставляется в страну. Если я везу товар автомобилем, то разрешается один вес этого товара и предусмотрена определенная сумма платежа. А если этот же товар - самолетом, то вес и платеж будут уже иными. Также есть понятие коммерческой партии, и вот это, пожалуй, может касаться малого бизнеса. Например, если везу 3-4 рубашки, то это одна история. А если 30, то, несмотря на то, что я не превысил ни вес, ни допустимую сумму импортируемого товара, я обязан декларировать их как коммерческую партию. Со всеми вытекающими последствиями, то есть таможенными платежами. Порой в разных национальных таможенных законодательствах существуют заметные различия. Например, есть положения по оборудованию, технологическим линиям, при импорте которых в казахстанском кодексе предусмотрены льготы. Например, зачет НДС при ввозе в страну оборудования для нефтедобывающей отрасли. В российском законодательстве такого нет, там импортер платит НДС. Таким образом, в РФ защищают своего товаропроизводителя. Как и на каком уровне регламентируется интернет-торговля, набирающая обороты во всех странах? На сегодня есть общее положение в законодательстве ЕАЭС, что одна частная посылка не должна превышать по стоимости 200 евро. Но если она имеет характер коммерческой партии (например, гражданин закупил 200 колготок по одному евро за штуку), тогда оформление и платежи будут как для коммерческой перевозки. Более детально по интернет-торговле будут ещё принимать решения. Кроме нового таможенного кодекса казахстанские экспортеры и импортеры получили ещё одно нововведение, о котором давно говорили - электронное декларирование. Как вы оцениваете эффект от него? Увы, есть проблемы. Норма заложена в кодексе, но её воплощение на сегодня пока проблематично. Таможенные органы предлагают осуществлять его на основе программы ООН под названием АСИКУДА. Но она в Казахстане очень плохо работает, несмотря на публичные заявления официальных лиц. В ЕАЭС приняли определенный электронный и бумажный форматы таможенных документов, а документы, созданные на основе АСИКУДА, им не соответствуют. Это серьезная проблема: на сегодня приняли более тысячи экспортных деклараций, и все они созданы с нарушениями. По формальным признакам всех брокеров и декларантов можно привлечь к ответственности. Реализация заявленных упрощений в этой программе пока не обнадеживает. Время, которое тратит квалифицированный специалист на создание декларации даже с принимаемыми ошибками, превосходит имеющееся, в лучшем случае в четыре раза. Возвращаясь к новому кодексу: можно ли сказать, что Казахстан стал обладателем современного, эффективного таможенного законодательства? И, каким бы ни был ответ, как это отразится на простом гражданине? Ответ на первый вопрос - да. Как отразится? Удешевлением импортных товаров на внутреннем рынке. За счет сокращения издержек импортеров: это снижение коррупционной составляющей, это то, что товар должен входить в экономический оборот фактически, «с колес», не находясь длительное время на складах. Перспективы хорошие. При условии нормального электронного декларирования.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |