АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

О преимуществах досудебного урегулирования споров

19.05.2019
О преимуществах досудебного урегулирования споров

В 2018 году был введен новый порядок обжалования решений таможенных органов (глава 51 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон). «Ведомственное обжалование имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным обжалованием. Жалобы в таможенных органах рассматриваются оперативно, не облагаются госпошлиной, заявитель также не несет иных финансовых затрат: на оплату услуг адвокатов, сбор доказательств, командировочные расходы». Основной принцип обжалования остался прежним: любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если, по мнению лица, таким решением, действием (бездействием), нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение которого обжалуется. Жалоба на решение таможенного поста подается в таможню. Необходимо отметить, что подача жалобы непосредственно в вышестоящий таможенный орган не является препятствием для её рассмотрения им, однако срок рассмотрения в таком случае увеличится.

Круг лиц, подающих жалобы, существенно не изменился: это как юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, так и физические лица. Однако в отличие от прежнего порядка, новый Закон. не обязывает руководителей, действующих от имени организаций без доверенности, представлять одновременно с жалобой учредительные документы, а также документы, подтверждающие их служебное положение. К жалобе, поданной представителем организации или гражданина, должны быть приложены оригиналы или заверенные копии документов, подтверждающих его полномочия. Самый распространённый пример такого документа - доверенность. В ней должно быть закреплено право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Жалоба по-прежнему должна быть подана в письменной форме и подписана заявителем или его представителем, но с 1 января 2022 года законом предусмотрена подача жалобы в электронном виде. В поданной жалобе обязательно должно быть указано:
- наименование таможенного органа, решение которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество заявителя или наименование юридического лица;
- адрес (место нахождения);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- существо обжалуемого решения, действия (бездействия) и основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Срок для обращения с жалобой не изменился - три месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов. Если речь идёт о бездействии, то тот же срок начинает течь со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия. В случае пропуска срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя. Ходатайство о восстановлении срока подается одновременно с жалобой в письменной форме как отдельный документ или может быть включено в текст жалобы. При этом должны быть представлены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока. Глава 51 Закона детально регламентирует порядок приостановления обжалуемого решения. По письменному ходатайству заявителя обжалуемое решение, направленное на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, может быть приостановлено при условии предоставления денежного залога или банковской гарантии на сумму взыскания. Решение вопроса о приостановлении является компетенцией таможенного органа, принявшего обжалуемое решение.

Таможенный орган вправе отказать в рассмотрении жалобы по существу при наличии одного из оснований:
- если не соблюдены сроки обжалования, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;
- форма и содержание жалобы не соответствуют Закону;
- не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя;
- жалоба подана лицом, права и свободы или законные интересы которого обжалуемым решением не затронуты или отсутствует предмет обжалования;
- если обжалуемое решение таможенного органа или обстоятельства, подлежащие установлению в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;
- если уже имеется решение по аналогичной жалобе, принятое этим же или вышестоящим таможенным органом. Принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы, кроме несоблюдения требований к форме и содержанию жалобы и непредставления документов, подтверждающих полномочия представителя, препятствует повторной подаче аналогичной жалобы. Жалоба, поданная с соблюдением всех правил её подачи, будет рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня её поступления. Срок рассмотрения жалобы может быть продлён, но не более, чем на один месяц.

В Законе предусмотрено право таможенного органа, рассматривающего жалобу, запросить у заявителя дополнительные документы. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до предоставления запрошенных документов и сведений (не более чем на три месяца после дня направления запроса). Письменно можно пожаловаться на решения, действия таможенных постов и их должностных лиц в Минераловодскую таможню. Устно - вышестоящему должностному лицу таможни или таможенного поста. Решения Минераловодской таможни можно обжаловать в Северо-Кавказское таможенное управление. Отмечается, что законодательством предусмотрен ещё один более оперативный способ получения информации о принятом решении, действии (бездействие) должностных лиц таможенных органов, что так же имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным обжалованием. Так, в соответствии со статьей 265 Закона лицо, вправе обратиться с запросом, как в устной, так и в письменной форме, о принятом решении, действии (бездействие) должностных лиц таможенных органов в таможенный орган, принявший данное решение или совершивший действии (бездействие). Устный запрос рассматривается таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.

При этом запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения, либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Пресс-служба СКТУ.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.