АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Эксперты обсудили развитие инфраструктуры северных портов08.05.2019
На сессии «Развитие инфраструктуры северных портов» в рамках Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» представители федеральных ведомств и регионов, финансирующих организаций, бизнеса и отраслевые эксперты обсудили развитие портовой инфраструктуры Арктики, особенности привлечения инвесторов, меры поддержки арктических портов. Модераторов выступил председатель правления АНО «Национальный центр ГЧП» и преседатель совета директоров «Автодор-Инвест» Павел Селезнев. «Президент Владимир Путин поставил задачу - грузопоток по Севморпути к 2024 году должен достичь 80 млн тонн. Сейчас вся наша экономика во главе с «Росатомом» ищет эти грузы. А ведь это не так много. Через Суэцкий канал проходит 1 млрд тонн грузов в год. Может ли Россия привлечь хотя бы 10% от этого транзитного потока?», - озвучил ключевой вопрос сессии Селезнев, обрачаясь ко всем участникам. Первым слово взял генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, который обрисовал ситуацию с портами в арктической зоне, подробно останавливаясь на портах Сабетта (проект НОВАТЭКа) и Мурманска. Сейчас на Северном морском пути находится шесть портов, грузооборот всех морских портов Арктического бассейна за 2018 год составил 92,7 млн тонн, что существенно выше чем показатели 2018 года. Лаврищев также отметил порт «Лавна», который реализуется по концессии. Несмотря на то, что концедентом выступает «Росморречьфлот», «Росморпорт» следит за этим проектом, добавил он. «Росморпорт» также реализует проекты развития портовой инфраструктуры морских портов Певек и Беринговский в целях увеличения их мощностей. После Лаврищева председатель Арктического круга Оулавюр Рагнар Гримссон в своем выступлении отметил активное участие стран в развитии Арктики по сравнению с тем, что было 5 лет назад. По его словам, создание хабов в Арктике также необходимо, как и создание Дубая или Сингапура. Гримссон отметил, что размер Арктики сопоставим с размером Африки, поэтому для её развития надо расширять международные диалоги, строить международную инфраструктуру. Ранее госкорпорация «Росатом» получила статус оператора развития Северного морского пути, были окончательно распределены обязанности между госкомпанией и Минтрансом: министерство будет отвечать за нормотворчество и регулирование, «Росатом» - управлять флотом и инфраструктурой. Заместитель генерального директора и директор дирекции СМП «Росатома» Вячеслав Рукша отметил, что компания готова выполнить порученные задачи в плане флота и инфраструктуры. По его словам, нужно комплексно развивать транспортную систему, строить перевалочные хабы на крайних точках СМП. Рукша подчеркнул важную роль Архангельска, как порта СМП, без Архангельска порта в Сабетте попросту не было бы, и подобные отношения надо сохранять и экстраполировать и на другие морские гавани. Развитие Северного морского пути должно дать мощный толчок для развития регионов. Селезнев отметил, что присутствующий на сессии губернатор Архангельской Игорь Орлов - сторонник привлечения инвестиций в проекты, а архангельский порт - один из немногих арктических портов, где есть хоть какая-то инфраструктура, трудовые ресурсы и вполне рыночная ситуация. Орлов отметил, что регион осознаёт свое место в ряду портов на СМП и готов выполнять свою миссию на самом высоком уровне. «Мы сегодня с одной стороны работаем над новым портовым решением, так называемым глубоководным портом Архангельск, а с другой - развиваем то что есть. Сегодня в порты должна прийти цифровизация - сегодня мы не рассматриваем порт как скопление грузов и длинную причальную стенку», - сказал он. Губернатор Архангельской области заметил, что какое место займет порт зависит от нескольких параметров. В частности, порт долже быть высокотехнологичным и конкурентоспособным, неоходимо создавать не просто порты, а хабы, которые позволит наладить логистические пути. Орлов напомнил, что в регионе реализуется проект создания логистического комплекса совместно с Минобороны. Также глава области обратил внимание на высокие портовые сборы. Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, упомянул о важности электронного декларирования, внедрению повсеместного предварительного информирования и в целом цифровизации отрасли. Тем не менее, по словам Давыдова, требует модернизации таможенная инфраструктура, в частности, пункты пропуска. Но развитие инфраструктуры невозможно только за счет государства, тем более, что в магистральном плане до 2024 года стоит задача по привлечению частных инвестиций. СУЭК является владельцем Мурманского порта уже 7 лет, с тех пор объем перевалки увеличился на 30%, было вложено 7 млрд рублей. Заместитель генерального директора СУЭК Денис Илатовский отметил, что компания вполне довольна реализованным проектов, единственно, что для большей эффективности небоходима долгосрочная система тарифообразования. При этом, грузоотправители должны быть сами заинтересованы в развитии портов. По словам Илатовского, особенно по портам, специализрующихся на моногрузах, государству принимать решение слишком рискованно, поэтому необходимо привлекать заинтересованный в этом бизнес. Илатовский добавил, что компании нужен порт в Арктике, чтобы был баланс на разных бассейнах. Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья и напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов. Компания «НОВАТЭК» активно участвует в инфраструктурных проектах на севере, в частности порт Сабетта. Заместитель председателя правления компании Эдуард Гудков в ходе своего выступления заметил, что достижение 80 млн тонн к 2024 году можно достигнуть просто расширив границы Северного морского порта от Мурманска до Владивостока, но не следует идти этим путем. По его словам, НОВАТЭК готов обеспечить 5% этого грузопотока за счет «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ». Он отметил, что основной трудностью при создании порта Сабетта были не суровые климатические условия, а сложность процедур. Гудков наглядно продемонстрировал, сколько шагов нужно пройти, чтобы получить разрешение на внесение изменений в границы порта. Поэтому проекты должныв реализовываться бизнесом и властью совместно. Руководитель Аналитического центора при Правительстве Владислав Онищенко отметил, что развитие инфраструктуры Северного морского пути требует комплексного стратегического подхода, достаточно долгой подготовки к непосредственной реализации проектов. Первый заместитель генерального директора АО «ВЭБ Инфраструктура» Дмитрий Твардовский сообщил, что ВЭБ.РФ активно участвует в развитии Арктики, например, финансирует строительство ледоколов, также есть ряд пилотных проектов в области портов. «Большинство проектов портовой инфраструктуры реализуются через заключение инвестиционных соглашений. С учетом ограничений модели в портах необходимо применять новые механизмы - концессии. Этот механизм более привлекателен для инвестора с точки зрения гарантии возвратности. Применение концессий позволяет привлечь инвестиции в большем объеме», - сказал Дмитрий Твардовский. В заключении руководитель практики по работе с компаниями в сфере инфраструктурного и проектного финансирования PwC Михаил Баженов заметил, что Арктика развивается, но особенно активно развивается российская Арктика.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |