АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Итоги ЕМПС: утверждены механизмы реализации проектов в рамках цифровой повестки ЕАЭС, подписано Соглашение о судоходстве

29.04.2019
Итоги ЕМПС: утверждены механизмы реализации проектов в рамках цифровой повестки ЕАЭС, подписано Соглашение о судоходстве

Вопросы реализации цифровой повестки, экономики, энергетики, транспорта, международного сотрудничества, макроэкономики и интеграции в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) стали основными темами обсуждения на заседании Евразийского межправительственного совета, которое прошло в Алматы (Республика Казахстан) 1 февраля. Члены Межправсовета утвердили механизмы реализации проектов в рамках цифровой повестки ЕАЭС, рассмотрели состояние взаимной торговли между странами Союза в 2018 году, макроэкономическую ситуацию в государствах-членах, обсудили формирование общего рынка газа ЕАЭС. Подписано Соглашение о судоходстве. Принят ряд других решений, направленных на углубление интеграционных процессов. Межправсовет утвердил механизмы реализации проектов в рамках цифровой повестки ЕАЭС. Механизмы определяют временный порядок реализации проектов в рамках цифровой повестки Союза. Как подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, эти механизмы необходимы для дальнейшей реализации цифровой повестки Союза. Они приведут к созданию новых форм кооперации и развитию национальных центров компетенций. «Для реализации проекта должно быть согласие всех стран. Разрабатывается паспорт проекта, который затем утверждается на уровне Совета ЕЭК. После этого Коллегия ЕЭК должна сформировать техническое задание и подобрать для него исполнителей», - пояснил Тигран Саркисян.

Комиссия уже проработала модель взаимодействия таких центров компетенции в рамках Союза в формате евразийской сети центров компетенций и направила в стороны на обсуждение. Определены основные уровни принятия решений для реализации проектов. Участниками проекта могут являться органы государственной власти и организации стран Союза, центры компетенций государств-членов, ЕЭК и другие субъекты. Проект реализуется при условии его одобрения всеми государствами-членами, при участии в нем не менее трех стран. Механизмы будут способствовать углублению экономического сотрудничества на пространстве Союза, создадут новые формы кооперации между государством и бизнесом через сети центров компетенций, а также обеспечат выработку практик работы для сложных и распределенных проектов, будут способствовать формированию и накоплению цифровых компетенций и экспертизы в рамках Союза. Члены Межправительственного совета рассмотрели вопрос формирования общего рынка газа ЕАЭС. Выступая на пресс-брифинге по итогам заседания ЕМПС, Тигран Саркисян сообщил, что члены Межправосовета также обсудили чувствительный вопрос установления цены на транзит газа. Стороны по-прежнему не пришли к компромиссу. Тем не менее после утверждения в декабре 2018 года программы формирования общего рынка газа ЕЭК начала работу над её исполнением и планом мероприятий по его формированию. «Программа предусматривает разработку ряда концептуальных документов, таких как единые правила доступа к газотранспортным системам, порядок осуществления биржевых торгов газом и правила торговли на общем рынке газа. Предполагается, что мы поэтапно представим эти документы на утверждение, чтобы к 2025 году наш общий рынок газа начал работать», - сказал Председатель Коллегии ЕЭК.

На Межправсовете рассмотрен вопрос создания наднациональных предприятий. Комиссия представила членам Межправсовета передовой опыт создания наднациональных компаний, которые работают на территории нескольких стран и создают продукцию, объединенную под одним брендом. «Этот опыт важен для нас, - подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК, - поскольку концепция евразийского бренда и реализация совместных евразийских проектов сегодня является актуальной задачей. Мы также заинтересованы в том, чтобы создать правовое поле для евразийских брендов, которое бы стимулировало интеграционные процессы в нашем Союзе». Межправсовет поручил Комиссии продолжить работу по изучению этого опыта с целью применения аспектов, полезных для ЕАЭС. В рамках заседания Межправсовета страны ЕАЭС подписали Соглашение о судоходстве. Это важный документ для Союза, который поможет государствам-членам сформировать единое транспортное пространство, общий внутренний рынок водных транспортных услуг, будет способствовать реализации транзитного потенциала и развитию транспортных комплексов. Документ упрощает взаимный доступ судов под флагами стран ЕАЭС к внутренним водным путям других государств-членов. Сейчас действует разрешительная система доступа к водным путям. Документ позволит перейти к уведомительной системе: доступ судов к плаванию под флагом государств-членов будет осуществляться на основе уведомления.

Также теперь будут взаимно признаваться судовые документы, квалификационные документы капитана и членов экипажей судов. Соглашение дает право на двусторонние перевозки грузов, пассажиров и их багажа между государством-членом флага судна и другой страной-участницей на смежных внутренних водных путях, а также транзитный проход по внутренним водным путям. Евразийская экономическая комиссия представила доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического союза в 2018 году». За девять месяцев предыдущего года стоимостной объем взаимного товарооборота ЕАЭС увеличился на 11,9% относительно соответствующего периода 2018 года, достигнув 44,2 млрд долл. США. Средние цены на товары единого рынка Союза демонстрировали большую стабильность (104,4%), чем годом ранее (112,7%). Прирост объема взаимной торговли ЕАЭС в сопоставимых ценах (на 7,2%) оказался более существенным, чем увеличение экспорта (на 5,4%) и импорта (на 4,2%) товаров во внешней торговле с третьими странами. Отмечен также рост товарной диверсификации единого рынка ЕАЭС. Развитие конкуренции во взаимной торговле, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на качество производимых в Союзе товаров.

В докладе подчеркнуто, что последовательное устранение препятствий на рынке ЕАЭС, практическое сотрудничество в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом, послужат дальнейшей диверсификации торговли и будут способствовать активизации экономического роста государств-членов. Это приведет к повышению емкости единого рынка, формированию устойчивого и предсказуемого спроса на продукцию стран Союза. Был заслушан доклад Комиссии «О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития». Отмечено, что экономики стран Союза сохраняют тенденцию к росту. По итогам января-сентября минувшего года наиболее высокие темпы прироста демонстрируют Армения, Беларусь и Казахстан - 6%, 3,7% и 4,1% соответственно. ВВП России и Кыргызстана в этот период увеличился на 1,6% и 1,2% соответственно. Экономический рост в государствах-членах обусловлен преимущественно ростом сектора промышленного производства и сферы услуг.В Союзе наблюдается положительная динамика промышленного производства, оборота розничной торговли и строительства. Например, в Армении промышленное производство выросло на 6,7%, в Беларуси - на 6,8%, в Казахстане - на 4,8%, в России - на 3%. Развитие промышленности поддерживалось в основном за счет обрабатывающих и горнодобывающих отраслей. Очередное заседание Евразийского межправительственного совета состоится в апреле-мае этого года в Ереване (Республика Армения).

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.