АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Контрафакт и контрабанда

28.04.2019
Контрафакт и контрабанда

Распространение фальсифицированной продукции является серьезной угрозой для рынка ЕАЭС, оборот контрафактной и контрабандной продукции увеличивается. Эксперты полагают, что эта проблема - одна из наиболее острых для экономик стран-членов Союза. В Бишкеке прошел круглый стол «Контрафакт и контрабанда: как защитить рынок стран ЕАЭС и обеспечить интересы национальных экономик», организованный Клубом региональных экспертов «Пикир». Участники отметили, в частности, что «в рамках Евразийского экономического союза за Кыргызстаном закрепился имидж «страны контрабанды», несмотря на то что объемы нелегального ввоза товаров на территории других государств превышают количество контрабанды, ввозимой в республику. Между тем есть ряд причин, почему страна заработала такую репутацию. Прежде всего - это сохраняющийся высокий уровень реэкспорта товаров на фоне низкого уровня собственного производства». Необходимо объяснить, что до создания Таможенного союза, а затем ЕАЭС киргизская экономика держалась среди прочих факторов на реэкспорте китайских товаров, что стало возможным вследствие того, что Киргизия была единственной постсоветской страной, которая входила в ВТО. Основная масса товаров, ввезенных из Китая на льготных условиях, уходила в соседний Узбекистан и Таджикистан, но более всего - в Россию. С появлением ЕАЭС и вступлением России в ВТО поток реэкспортных товаров резко снизился, как и доходы киргизского торгового капитала.

«В 1998 году, когда Кыргызстан вступил в ВТО, в стране были введены низкие тарифы на ввоз импортной продукции, что привело к тому, что рынки не только нашей страны, но и наших соседей, были завалены китайской продукцией низкого качества, - отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков. - Было выгоднее торговать, нежели развивать производство. Возможно, руководство страны тогда надеялось, что ВТО откроет перед нами новые рынки сбыта и что мы сами будем производить товары. Однако статистика показывает совершенно иную ситуацию. А торговый капитал пытается приспособиться к новым реалиям и ищет новые пути реализации товаров, и зачастую незаконные. До вступления в ЕАЭС в разные годы в среднем через Кыргызстан проходило контрабандных товаров на сумму свыше 6 миллиардов долларов, но за последние два-три года ситуация заметно изменилась. Если верить данным, которые неоднократно озвучивались на заседаниях Совета безопасности КР с участием президента, то усиление борьбы с контрабандой в республике позволило снизить её уровень на 50 процентов, в результате чего выросли таможенные сборы в пользу бюджета страны».

«Проблемными» для Киргизии товарами являются автомобили, сельхозпродукция, швейные изделия, отдельной категорией нарушений является подделка сертификатов соответствия ЕАЭС. Например, в прошлом году сотрудники финансовой полиции выявили преступную группу чиновников Чуй-Бишкекского управления департамента карантина растений при Минсельхозе, которая в течение последних трех лет подделывала международные товарно-сопроводительные документы, включая фитосанитарные сертификаты для экспорта сельскохозяйственных продуктов в страны ЕАЭС. В свою очередь, исполняющий обязанности начальника управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Озген Токтогулов отметил, что борьба с контрабандой сегодня является приоритетным направлением на территории Евразийского экономического союза. Это явление подрывает экономику каждой из стран ЕАЭС, поэтому соответствующие структуры стран союза работают в тесном взаимодействии друг с другом. «В прошлом году выявлено 1600 фактов таможенных нарушений, заведено 1361 административное дело, по которым взыскано таможенных платежей на сумму 140 миллионов сомов ($2 млн.), что по сравнению с показателями предыдущих лет больше на 24 миллиона сомов ($340 тысяч). Кроме того, было взыскано штрафов на сумму 8 миллионов сомов. Также были возбуждены 149 уголовных дел. Таким образом, по итогам деятельности за 2018 год дополнительные поступления в бюджет увеличились почти на 37 миллионов и составили 239 миллионов сомов ($3,4 млн.)», - отметил О. Токтогулов. Стоит добавить, что вышеуказанные суммы - весьма значительны для небольшой республики.

Говоря о причинах увеличения контрабандных товаров, доктор экономических наук Бактыгуль Токсобаева отметила: «Местные производители и предприниматели не всегда знают, что им нужно сделать, чтобы их товар соответствовал всем требованиям, не только в плане качества, но и в плане сертификации и декларирования. Соответственно, необходимо внедрить меры по обучению предпринимателей регламенту выхода товара на рынок. И нужно иметь в виду, что существует единая маркировка для рынка ЕАЭС, маркировка международного характера, соответствующая мировым международным стандартам, а также должна существовать маркировка товара для внутреннего рынка. Нужна системная информационная и профилактическая работа по этим вопросам». Пользуясь отсутствием соответствующих знаний у предпринимателей, налоговики и таможенники используют серые и черные схемы вывоза и ввоза товаров. Зачастую и самим предпринимателям выгодны такие схемы. Власть реагирует. В рамках объявленной президентом Сооронбаем Жээнбековым кампании по борьбе с коррупцией уже привлечены к ответственности некоторые высшие чиновники из соответствующих государственных органов. Так, в мае прошлого года Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями задержала бывшего начальника Центральной таможни Нурбека Айбашева «за злоупотребление должностным положением». По информации силовиков, чиновник «способствовал незаконному таможенному оформлению товаров из Китая. Ущерб - более 166 миллионов сомов ($2,4 млн.) из-за неуплаты таможенных пошлин». Через некоторое время через Интерпол был задержан в Баку бывший глава Государственной таможенной службы Адамкул Жунусов, а в конце прошлого года заключен под стражу заместитель начальника таможни «Северная» Эльнур Мамбетжунусов.

Эксперты также отмечают, что причиной увеличения объема контрабандных товаров является недостаточное число функциональных лабораторий для проведения фито- и ветсанитарных анализов и подтверждения качества продукции. Эта проблема возникла ещё до вступления Киргизии в ЕАЭС, но сих пор не решена. Также отмечается, что даже если бы лаборатории были, то в республике не хватает специалистов соответствующего уровня. Экономист Кубат Рахимов, в свою очередь, высказал мнение, что «решением проблем контрабанды и контрафакта в рамках Евразийского экономического союза может стать создание наднациональной единой таможенной службы ЕАЭС. В крайнем случае, необходимо внедрить ротационный принцип работы таможенных органов Союза». Также эксперт отметил: «Казахстан, став членом ВТО, взял на себя обязательство снизить таможенные ставки, и это негативно скажется на наших предпринимателях, занимающихся экспортом и реэкспортом продукции. Соответственно, и Кыргызстану, наверное, стоит пойти на снижение общих ставок. Кроме того, Кыргызстану необходимо сфокусироваться на развитии транзитных режимов, так как реэкспорт - это реальный бизнес-поток для нашей республики. И если речь идет о пресечении контрабандного ввоза и вывоза товара, то необходимо вводить обмен информацией между таможенными органами стран ЕАЭС в режиме онлайн».

Все опрошенные специалисты, чиновники, эксперты едины в одном: контрабанда и контрафакт наносят огромный ущерб экономикам стран-членов ЕАЭС. Решение проблемы усилиями отдельных стран в рамках своих границ невозможно, требуются комплексные подходы в рамках ЕАЭС, выработать которые необходимо в кратчайшие сроки. Как отметил сопредседатель клуба «Пикир» И. Шестаков, в 2018 году Евразийская экономическая комиссия опубликовала аналитический труд - «Белую книгу», содержащую информацию о согласованных препятствиях на внутреннем рынке ЕАЭС. Всего в документе зафиксировано 60 барьеров, которые мешают глубокой интеграции в рамках Союза, особое место отводится в ней контрабандной и контрафактной продукции. «К сожалению, для Кыргызстана эти явления - не просто проблемы, это разрушители национальной экономики. Именно дешевые поддельные товары из Китая стали одной из причин либо сворачивания местного производства, либо отказа от собственного производства. Национальный бизнес стал ориентироваться исключительно на торгово-посреднические операции. В итоге более миллиона кыргызстанцев были вынуждены уехать на заработки за рубеж, прежде всего в Россию. Не случайно представители Ассоциации дальнобойщиков республики заявили напрямую, что если не будет контрабанды, то им нечего будет перевозить».

Безусловно, вхождение республики в ЕАЭС стало одним из главных поводов для запуска своих производств и противодействия контрабанде, отметил эксперт, хотя ещё очень многое предстоит сделать. Важно уже то, что сегодня продукция под маркой «Сделано в Кыргызстане», в первую очередь швейная, все в больших объемах выходит на евразийские рынки.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.