АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
В новой концепции внешней политики Кыргызстана сделан особый акцент на ЕАЭС24.04.2019
В середине марта была принята новая Концепция, в которой руководство Кыргызстана изложило свое видение внешней политики страны. В документе сделан упор на укрепление связей с соседними государствами и интеграционными объединениями, в том числе по линии ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Одним из основных внешнеполитических партнеров страны является Россия: 28 марта ожидается визит в Кыргызстан Владимира Путина и подписание многочисленных документов по сотрудничеству в военной, экономической и правоохранительной сферах. «Евразия.Эксперт» публикует первую часть интервью с сопредседателем Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорем Шестаковым, объясняющего особенности нового внешнеполитического курса Кыргызстана. Игорь Альбертович, 12 марта Сооронбай Жээнбеков утвердил концепцию внешней политики республики. Данный документ пришел на смену предыдущей концепции, действовавшей в течение 12 лет. С чем связано принятие новой концепции и почему это произошло именно сейчас? С момента принятия старой концепции прошли не просто годы, многое изменилось в геополитической повестке дня и в самом Кыргызстане. Страна взяла курс на строительство парламентской системы, что отражено в данном документе, но в тоже время она наделила президента полномочиями выстраивать внешнеполитический курс государства. Полагаю, что концепция станет для Жээнбекова дорожной картой его внешнеполитического президентского курса. С одной стороны, он будет направлен на многовекторное сотрудничество, приоритетом которого станут стратегические партнеры, такие, как Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, страны ЕС. С другой стороны, в концепции появилось взаимодействие с Евразийским экономическим союзом, который служит ориентиром в модернизации и развитии национальной экономики. Важным аспектом в концепции стало появление в числе государственных приоритетов всесторонней поддержки соотечественников за рубежом для сохранения культурной, этнической и языковой самобытности и их связи с исторической родиной, консолидации диаспор. Сегодня только диаспора кыргызстанцев в России насчитывает более 800 тыс. человек. Большинство из них на регулярной основе оказывают социально-экономическую поддержку своим родным и близким в КР. Суммы переводов ежегодно превышают $2 млрд, по возможности представители диаспоры строят социальные объекты на своих малых родинах. После вступления в должность Сооронбай Жээнбеков ставил задачу перед госорганами, чтобы они привлекали проживающих за рубежом кыргызстанцев в качестве инвесторов. В апреле 2019 г.исполнится 500 дней с того момента, как Жээнбеков стал президентом. Как он изменил внешнюю политику Кыргызстана и что меняется в отношениях с ключевыми региональными игроками и интеграционными объединениями? Еще в своей предвыборной программе нынешней президент уделял особое место сотрудничеству с Россией, Китаем, соседями по региону и такими организациями, как ЕАЭС, ШОС и ОДКБ. Ведь и сама концепция отражает национальные интересы Кыргызстана в расширении, прежде всего, регионального и межгосударственного взаимодействия в Центральной Азии, которое бы способствовала обеспечению безопасности и росту торгово-экономических связей. Неслучайно президент на состоявшейся на днях встрече с послами Кыргызстана отметил, что произошло укрепление сотрудничества с соседними странами региона. В частности, глава государства отметил, что с Казахстаном идет конструктивный диалог в сфере водопользования, ветеринарии и фитосанитарного контроля. Насчет изменений внешней политики стоит отметить, что Жээнбеков смог стабилизировать отношения с Нурсултаном Назарбаевым. В этой связи стоит напомнить, что во время президентских выборов в Кыргызстане осенью 2018 г.внешнеполитические отношения между Бишкеком и Астаной осложнились, что привело к ограничению грузовых перевозок. Тогда в короткие сроки президенту удалось нормализовать ситуацию, после чего граница стала работать в нормальном режиме. Хотя проблемы с грузовыми перевозками в Казахстан ещё остаются. Стратегическим направлением сотрудничества остается Узбекистан. Упрощение пограничного и таможенного режимов привело к положительной динамике в росте товарооборота. Кыргызско-российское сотрудничество продолжает развиваться в стратегическом направлении, без каких-либо спадов. В феврале 2019 г.министр экономики Кыргызстана Олег Панкратов заявил о сокращении притока прямых иностранных инвестиций на 31,5%, а посол Китая Сяо Цинхуа сообщил о снижении аналогичных инвестиций на 45,8%. С чем связаны данные тенденции и как Бишкек планирует менять ситуацию? Сокращение инвестиций - это негативный сценарий в экономике Кыргызстана, особенно на фоне нынешнего инвестбума в соседнем Узбекистане. Прежде всего, в данном направлении должно более целенаправленно работать правительство, но с кабминами в последние годы в республике происходит настоящий бардак. Смены премьеров происходят каждый год, а то и дважды. Приходит инвестор, договаривается с министрами, а на следующий день отставка. Кто будет работать и вкладывать средства в экономические проекты в такой нестабильной ситуации? Парламентские игры со сменой правительств негативно влияют на устойчивую работу кабмина. Это признают и сами руководители профильных ведомств, и парламентарии. Еще одна проблема заключается в собственно неэффективной работе чиновников в данном направлении. От их уровня профессионализма в итоге зависят и решения инвесторов. Недавно на встрече с дипломатическим корпусом республики президент подверг критике глав дипломатических ведомств, в том числе и за слабую работу в вопросах привлечении инвестиций. На местном уровне представители районных властей, включая органы местного самоуправления, зачастую проявляют откровенное самодурство, устраивая чуть ли не войны в отношении зарубежных бизнесменов. Безусловно, серьезной проблемой остается та же коррупция. Пока в этом вопросе не наступит коренной перелом и бизнесмены не смогут спокойно работать, сложно ожидать глобальных позитивных сдвигов. Но президент уделяет борьбе с коррупцией особое внимание, так что, возможно, ситуация будет меняться в лучшую сторону в той же горнорудной отрасли, которая нуждается в инвесторах. В Кыргызстане сегодня очень мало примеров успешной реализации проектов с иностранными инвесторами. Почему в концепции есть упоминание о Великом шелковом пути? Это реверанс в сторону Пекина, чтобы сгладить обстановку после антикитайских митингов в Бишкеке? Китай за последние годы стал основным кредитором национальной экономики. Речь, прежде всего, идет о вложении средств в инфраструктурные проекты, связанные с транспортными магистралями и энергосектором. Общая сумма привлеченных в экономику средств на кредитной основе составляет примерно $1,7 млрд. Кроме того, китайский бизнес активно присутствует в горнодобывающих проектах и других сферах экономики. Кыргызстан входит в сферу проектов «Один пояс - один путь». Это один из приоритетов внешнеэкономических задач руководства нашей республики, с чем и связано его упоминание в концепции. Ситуация с использованием кредита на модернизацию бишкекской ТЭЦ китайской компанией ТЕВА в сумме $386 млн стала самым громким антикоррупционным расследованием в истории независимого Кыргызстана. Уголовные дела заведены на экс-премьера, экс-мэра Бишкека, экс-министра энергетики и ещё на целую группу высокопоставленных чиновников энергоотрасли, включая и депутатов парламента. Большинство из них находятся под арестом. Тема долговых обязательств перед КНР и использование этих средств стала одним из медиа-трендов прошлого года. У общественности Кыргызстана будут и дальше возникать закономерные вопросы, насколько заемные или грантовые средства от Пекина, уже в формате сотрудничества «Один пояс - один путь», будут использоваться по назначению. Поэтому госструктурам Кыргызстана важно максимально обеспечить прозрачность финансового взаимодействия с Поднебесной. Иначе это может стать очередным поводом для антикитайских митингов. В тоже время Жээнбеков дал понять, что ситуация вокруг ТЭЦ имеет исключительно внутриполитический характер, не затрагивая сотрудничество с Китаем. Позиция президента сыграла важную роль, ведь в целом отношения с Пекином у нас сегодня нормальные. В совершенствовании каких механизмов функционирования ЕАЭС заинтересован Кыргызстан? Необходимо сказать, что вступление республики в ЕАЭС было объективной реальностью, с учетом того, что основными торгово-экономическими партнерами были и остаются Россия и Казахстан. Сегодня для национальной экономики Евразийский союз является инструментом для налаживания промышленного производство и реализации имеющегося потенциала. Кыргызстан, пусть и не идеально, но все же смог запустить экспорт сельхозпродукции на евразийский рынок. Также швейники с конкурентной продукции вышли на российский рынок. Я лично видел, как в Москве успешно торгуют нашими швейными товарами. И экс-президент, и нынешней глава государства отмечали приоритетное значение сотрудничества республики со странами - участницами союза. В отношении совершенствования механизмов ЕАЭС власти Кыргызстана выступают за более активную реализацию четырех свобод на пространстве ЕАЭС: свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме того, глава государства считает необходимым для стран ЕАЭС в текущем году провести работу по наращиванию количества секторов и отраслей, в которых будет осуществляться единая экономическая политика, усилить кооперацию в агропромышленном секторе с созданием совместных предприятий. Причем для успешной реализации этих планов необходима тесная взаимосвязь между государственными органами, Евразийской экономической комиссией и бизнесом. Также необходимо создание механизма реализации совместных инфраструктурных проектов. При этом, по мнению кыргызской стороны, в этих вопросах необходимо расширение компетенции ЕЭК. В 2019 г.Кыргызстан председательствует в ОДКБ и ШОС. Каковы основные задачи Бишкека в данной роли, учитывая, что в новой редакции концепции внешней политики отмечается рост напряженности в мире, расширение масштабов международного терроризма и экстремизма и т.д.? Символично, что председательствование Кыргызстана в ОДКБ совпало с 20-летием Баткенских событий, когда бандформирования международных террористов вторглись на юг республики. Именно Кыргызстан стал первой страной в регионе, кто ощутил на себе реальность террористических угроз. Это стало испытанием не только для Вооруженных сил молодой республики, но и экзаменом на обеспечение региональной безопасности для ОДКБ. И военные Кыргызстана, и страны ОДКБ в лице России, Казахстана, Армении и Таджикистана с честью выдержали это испытание, не позволив боевикам дестабилизировать обстановку в Ферганской долине. Власти Кыргызстана заявляют, что республика заинтересована в год своего председательствования в том, чтобы совершенствовать механизмы противодействия вызовам и угрозам, развивать военный потенциал ОДКБ, в том числе и через разработку соответствующей материально-технической и законодательной базы. Также, по мнению Жээнбекова, в организации нужны правовые основания для дальнейшей кооперации оборонных предприятий и организаций в интересах обеспечения взаимных поставок продукции военного назначения. Тенденция последних лет такова, что на Кыргызстан и региональную безопасность влияет обострение ситуации в Афганистане и политический кризис в Сирии, а также деятельность ИГИЛ (организация запрещена в России - прим. «ЕЭ»). По оценке представителей силовых структур Кыргызстана, руководители ИГИЛ* открыто заявляют о своих ближайших целях - это нападение на страны Центральной Азии и СУАР Китая. Ими ведется сбор информации об уязвимых участках границ стран Центральной Азии. Помимо этого, идеологи террора адаптируют модели своих действий под политические и культурные реалии региона. Группировка наращивает свое присутствие в Афганистане, также решая задачи по перехвату и контролю наркотрафика, вербовке молодежи, функционированию лагерей подготовки будущих террористов и организации транзита боевиков. Кроме того, в сферу внимания террористических и экстремистских группировок попала трудовая миграция стран ЕАЭС, которую деструктивные силы, прежде всего, вербовщики ИГИЛ*, активно пытаются переформатировать под свои цели. Используя экономический характер этих процессов, они стараются завлечь трудящихся в экстремистские и террористические группировки, с тем чтобы в будущем использовать этот ресурс для дестабилизации обстановки в странах ЕАЭС, учитывая, что трудовая миграция является одним из ключевых элементов данного союза. В этой связи два года назад официальными и экспертными структурами Кыргызстана было инициировано проведение Бишкекского антитеррористического форум стран ЕАЭС, где участники организации обсуждают наиболее актуальные вопросы и пути обеспечения безопасности.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |