АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

ИДК - высокотехнологичный барьер для контрабанды

13.03.2018
ИДК - высокотехнологичный барьер для контрабанды

В таможенной службе России за последние 10-15 лет прошли и продолжают происходить большие организационные и технические изменения. Главной особенностью таможенной политики страны является последовательное приближение её к мировым стандартам за счет упрощения и ускорения таможенных процедур, говорит Пресс-служба ЮТУ. В сфере внешнеэкономической деятельности нередко выявляется некоторое противоречие между интересами государства и бизнеса. Если представители бизнеса стремятся исключительно к снижению временных и экономических потерь, то государственные органы нацелены на обеспечение качественного таможенного администрирования с целью взимания таможенных платежей в полном объёме и снижения уровня таможенных правонарушений, пресечения всех видов контрабанды. Наиболее трудоёмким процессом в таможенном контроле является контроль перемещения крупногабаритных грузов и транспортных средств, поскольку он связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудозатратных и длительных по времени разгрузочно-погрузочных работ - до 2-3-х часов на одно транспортное средство, что ранее исключало возможность 100% таможенного контроля этих объектов. По этой причине основная их масса, особенно транзитные грузы, проходили таможенный контроль, в большей степени, на основании только представленных документов, без реальной идентификации содержимого. Также выборочно досматривались и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, потенциально используемые в качестве тайников.

Мировая таможенная практика, наряду с осуществлением оперативных мероприятий, в последнее время стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальной таможенной техники. В настоящее время наиболее совершенной и эффективной техникой для этих целей являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). В 2005 году приказом ФТС России №52 от 24 января 2005 года «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств» было принято решение по оснащению таможенных органов Российской Федерации инспекционно-досмотровыми комплексами. Концепцией были утверждены основные задачи, стоящие перед таможенной службой при контроле крупногабаритных грузов и транспортных средств:
- сокращение времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- сокращение объема фактически досматриваемых крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах, определение наименования и страны происхождения товаров;
- увеличение поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет;
- повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства;
- увеличение пропускной способности крупногабаритных грузов и транспортных средств через пункты пропуска.

Для решения перечисленных задач необходимо использование новых технологий таможенного контроля и широкого применения ИДК. Это средство, предназначенное для проведения неинтрузивного таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, в основе работы которого лежат свойства рентгеновского излучения. ИДК - это современная рентгеновская аппаратура, позволяющая за короткое время и с высокой степенью надежности выявлять подозрительные предметы, тем самым снижая вынужденные потери и повреждения, связанные с проведением таможенного досмотра. Утвержденная Южным таможенным управлением схема размещения комплексов и расположения мест их возможной передислокации позволяет практически на 100% обеспечить западную границу Южного федерального округа ИДК. Возможность быстрого перемещения мобильных комплексов является главным их преимуществом и позволяет достигнуть максимальной эффективности таможенного контроля и исключения возможности перетекания грузов в технически менее оснащенные пункты пропуска.

В Ростовской таможне мобильный инспекционно-досмотровый комплекс используется с июля 2006 года. Это первый введённый в эксплуатацию мобильный инспекционно-досмотровый комплекс в ФТС России. Для эффективной эксплуатации технической новинки с января 2008 года в соответствии с приказом ФТС России в таможне выделена дополнительная штатная численность в количестве 8 человек. Еще через полгода были сформированы две смены и организована работа МИДК в сменном режиме. Увеличение применения МИДК потребовало расширение штата специалистов, что позволило организовать работу комплекса в четыре смены. С декабря 2008 года в службе таможенного контроля Ростовской таможни был создан отдел применения инспекционно-досмотрового комплекса. С ростом грузооборота необходимость применения ИДК возрастает, и в мае 2013 года на таможенном посту МАПП Новошахтинск Ростовской таможни вводится в эксплуатацию стационарный инспекционно-досмотровый комплекс. В настоящий момент оба комплекса применяются в круглосуточном режиме. Эффективность их использования обеспечивает отдел применения инспекционно-досмотровых комплексов, общей численностью 38 человек. Для отработки поставленных задач МИДК перемещается на различные таможенные посты Ростовской таможни: Морской порт Азов, Речной порт Ростов-на-Дону, Несветайский таможенный пост Азовский, МАПП Гуково и МАПП Новошахтинский.

В 2013 году посредством мобильного и стационарного инспекционно-досмотровых комплексов было осмотрено 25,5 тысяч объектов контроля, в том числе легковых и грузовых транспортных средств, автобусов, контейнеров, из них 100 осмотров оказались результативными. В 2014 году из-за сложной обстановки на территории сопредельного государства, кардинально поменялась категория пересекающих таможенную границу граждан, номенклатура товаров и характер выявленных правонарушений. Значительно уменьшился объем коммерческих грузов, более чем в два раза сократилось количество объектов контроля, а вместе с тем и количество результативных осмотров (до 59). В 2015 году количество осмотров посредством СИДК и МИДК почти вернулось к показателям 2013 года: было осмотрено свыше 22 тысяч объектов контроля, при этом количество результативных таможенных осмотров возросло до 160.

За прошедшие два года на таможенном посту МАПП Новошахтинск было выявлено восемь объектов контроля с подозрением на провоз оружия, незадекларированных лекарственных средств. Кроме этого была задержана грузовая фура с некачественным алкоголем, общим объемом свыше 13 тысяч бутылок, и транспортное средство, перевозившее денежные средства с сокрытием в размере 4,85 млн. рублей. В легковых транспортных средствах, следовавших из Украины, было обнаружено свыше 14 кг ювелирных изделий, травматическое оружие и спецсредства. По данным фактам было возбуждено 5 уголовных дел. За первые 7 месяцев 2016 года таможенный контроль с применением ИДК проведен в отношении 13,5 тысяч объектов, среди них оказалось 88 результативных осмотров. В результате были выявлены факты незаконного провоза цветных металлов, ГСМ, сигарет, алкоголя, бытовой химии и рекламной продукции.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.